Портал onliner.by. Рубрика "Мнение". Теплофизик Александр Гребеньков: при честных тарифах на тепло энергоэффективные дома сэкономят дому до 275 млн рублей в год
Александр Гребеньков — руководитель проекта ПРООН-ГЭФ «Повышение энергетической эффективности жилых зданий в Республике Беларусь», кандидат технических наук. Тридцать лет руководит исследовательскими и техническими проектами в области повышения энергетической эффективности, развития возобновляемой энергетики, изменения климата, охраны окружающей среды, управления радиоактивными отходами и термофизики.
С 2007 года в Беларуси построено около 20 жилых многоквартирных домов, которые можно назвать энергоэффективными. На фоне европейских трендов, где уже сегодня строят здания, которые потребляют «ноль» киловатт энергии (вырабатывая ее самостоятельно), цифра эта, мягко говоря, не впечатляет. Почему развитие такого прогрессивного направления в строительстве идет столь малыми темпами? Почему во внедрении новых энергоэффективных технологий не заинтересованы частные и государственные строительные компании, а главное — рядовые граждане Беларуси? Когда эта заинтересованность появится? У всех этих сложных вопросов, по сути, есть один достаточно простой ответ.
Для начала несколько интересных фактов, которые позволят вам понять, чем же привлекательно энергоэффективное строительство. Вот уже несколько лет мы проводим мониторинг потребления энергии в типовых жилых зданиях. Дома, построенные с 1960-х по 1990-е годы «съедали» только на отопление порой более 120 киловатт в час на квадратный метр общей площади за год. Это очень много. Термореновации (те самые «термошубы», которые стали появляться на стенах многих домов в столице) дали результат, снизив потребление на 40%, и приблизили к показателям, которые можно увидеть в более современных домах, построенных после 2000-го. Но и эти цифры свидетельствуют о крайней расточительности, с которой мы расходуем тепло. Энергоэффективные дома, которых, как говорилось выше, в стране всего около 20, потребляют на отопление в среднем не более 40 киловатт в час на квадратный метр общей площади за год. В три раза меньше!
Без преувеличения такие технологии — золотое дно. Но мы продолжаем выбрасывать миллионы киловатт в форточку, а намерения государства сэкономить в бюджете цифры с множеством нулей так и остаются хоть и благими, но все же пока намерениями. Причина такого расточительства заключается в том, что об экономии мало задумываешься до тех пор, пока за тебя платят. В нашем случае платит государство. В большинстве своем рядовые белорусские граждане оплачивают примерно лишь пятую часть стоимости тепловой энергии, которую они потребляют. В результате мало кого волнует, уменьшится одна из строк в жировке за квартиру вдвое или нет. Сумма экономии может составить бюджет одного похода в магазин, а хлопоты и денежные затраты, которые потребуются, чтобы эта экономия случилась, достаточно велики. Статистика — упрямая штука: она говорит, что при нынешних ценах на тепловую энергию окупаемость внедрения энергосберегающих технологий может растянуться на долгих 25 лет. Кому это надо?
Для того чтобы обычная строящаяся «панелька», даже утепленная, стала энергоэффективной, требуется потратить дополнительно примерно 15% от ее стоимости на ряд новых для Беларуси, но давно освоенных за рубежом, технологий. Цифра получается вполне приличная, и неудивительно, что большинство застройщиков о таких новациях пока даже не задумывается. Как объяснить потенциальным покупателям выгоды этих систем? Кто будет думать о выгоде, которая станет очевидной лишь спустя десятилетия?
Мы проводим практический эксперимент. Три дома — в Минске, Могилеве и Гродно — получат все доступные и экономически обоснованные на сегодняшний день энергосберегающие технологии, и мы уверены, что результат уже вскоре заявит о себе намного громче, чем любые теоретические выкладки.
По нашим подсчетам суммарная жировка по этим домам значительно снизится. Например, в доме в Могилеве она станет меньше примерно на 55 млн рублей, т. е. каждая квартира будет ежегодно платить за тепло в среднем на 460 тыс. рублей меньше. Это при действующих очень низких тарифах на тепловую энергию в жилищном секторе.
Как уже говорилось выше, в планах государства в ближайшие год-два устранить систему перекрестного субсидирования и довести тарифы для населения до экономически обоснованных. В этом случае годовая экономия для всего дома составит 275 млн рублей, а для каждой квартиры — 2,3 млн. Окупаемость внедренных технологий сократится до 2—10 лет, а дальше — чистая прибыль. Согласитесь, такая бухгалтерия уже выглядит привлекательно.
Вот вам, собственно, и ответ на все вопросы, заданные нами вначале. Внедрение энергоэффективных технологий возможно только тогда, когда мы живем в реальном мире и понимаем цену каждого потраченного киловатта. Хотим мы этого или нет, экономические реалии очень скоро заставят нас задуматься, где и как можно экономить.