Новости

Грядущие изменения в контрольной (надзорной) деятельности будут направлены на сокращение количества проверок

С 1 октября 2012 года вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»

26 июля 2012 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 332

«О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Этим Указом вносятся изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Указ № 332 был разработан Советом Министров, Комитетом государственного контроля и Администрацией Президента Республики Беларусь с участием представителей бизнес-сообщества во исполнение данных Главой государства поручений по оптимизации контрольной (надзорной) деятельности и сокращению количества проверок.

Указом № 332 изменены требования к государственным органам и иным организациям, проводящим проверки, а также к порядку планирования проверок. Закреплен принцип, что контрольная и надзорная деятельность должна быть ориентирована на предупреждение правонарушений. Предусмотрен ряд дополнительных гарантий защиты прав проверяемых субъектов.

В то же время по отдельным направлениям предполагается усиление контроля. Так, в рамках борьбы с лжепредпринимательством Комитет государственного контроля получил право назначить проверку субъекта, со дня создания которого не прошло два года, при наличии информации о совершении этим субъектом сделок с лжеструктурами. В сферах экономической деятельности, связанных с угрозой жизни и здоровью людей, безопасностью производства и т.п., будут проводиться мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, для которых предусмотрен специальный правовой режим.

Указом № 332 расширены полномочия высших должностных лиц по назначению проверок и решению отдельных вопросов в ходе их проведения.

В Указе № 332 также определены последствия признания проверки незаконной и по предложению Комитета государственного контроля усилена ответственность за назначение незаконных проверок.

Новый Указ дополнительно урегулировал ряд процедурных вопросов проведения проверок, в том числе по поручениям правоохранительных органов. В частности, определены особенности проведения проверок в отсутствие проверяемого субъекта, уточнен порядок вынесения, исполнения и продления предписаний об устранении нарушений и о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта. Предусмотрено также, что органы уголовного преследования вправе поручить проведение проверки не только органам ведомственного контроля, но и иным контролирующим (надзорным) органам, за исключением органов Комитета госконтроля. При этом подразделениям документальных проверок органов финансовых расследований предоставляется право проводить проверки по поручениям Департамента финансовых расследований, управлений этого Департамента по областям, по Минской области и г. Минску.

Перераспределен контроль за соблюдением Указа № 510: Комитет госконтроля будет проверять работу контролирующих органов, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, а органы прокуратуры будут надзирать за работой и контролирующих и надзорных органов.

В новой редакции изложены перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, а также перечень критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.

Указ № 332 также предусматривает ряд поручений Совету Министров, направленных на дальнейшее повышение эффективности работы контролирующих и надзорных органов республики.

Интернет-сайт Комитета государственного контроля

Печать