Изменен порядок установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов, проведения энергоаудитов и порядок согласования предпроектной документации
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2020 г. № 65 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам энергосбережения» внесены изменения в порядок установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР), организации и проведения энергетических обследований (энергоаудитов) и порядок согласования предпроектной (предынвестиционной) документации для строительства источников тепловой и электрической энергии, предусмотренные постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2016 г. № 216 и от 17 февраля 2012 г. № 156.
Такое решение принято с учётом опыта осуществления административных процедур, внедрения современных международных систем управления качеством и с целью эффективного и полноценного решения задач энергосбережения, создания комплексного подхода к оценке деятельности организаций в области энергосбережения, в том числе в вопросах нормирования расхода ТЭР и реализации планов мероприятий по энергосбережению юридических лиц, создания условий для стимулирования внедрения системы энергоменеджмента в организациях и максимального учета интересов юридических лиц.
Проведенный анализ законодательства, регулирующего вопросы согласования предпроектной (прединвестиционной) и проектной документации при строительстве и реконструкции энергоисточников, показал на необходимость изменения некоторых норм в части рассмотрения Департаментом по энергоэффективности Госстандарта и его региональными управлениями предпроектной (прединвестиционной) и проектной документации по показателю установленной мощности энергоисточников.
Действовавший ранее порядок предусматривал получение заключений государственной экспертизы энергетической эффективности в Департаменте по энергоэффективности Госстандарта для источников тепловой энергии производительностью более 10 Гкал/ч, при выдаче решений о согласовании предпроектной (предынвестиционной) документации – более 5 Гкал/ч, региональными управлениями – от 5 до 10 Гкал/ч и от 500 кВт до 5 Гкал/ч соответственно.
Предусмотренная постановлением норма позволит организациям получать заключения государственной экспертизы энергетической эффективности по проектной документации там же где получено решение о согласовании предпроектной (предынвестиционной) документации для строительства энергоисточников.
С 1 января 2019 г. вступил в действие новый технический кодек установившейся практики ТКП 241-2018 (33240) «Порядок разработки технико-экономического обоснования выбора варианта теплоснабжения при возведении и реконструкции объектов», который предусматривает согласование технико-экономических обоснований по строительству и реконструкции энергоисточников в порядке, определённом единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – единый перечень).
Вместе с тем, действующим единым перечнем процедура по согласованию указанных технико-экономических обоснований была не регламентирована.
Также, постановлением предусмотрено совершенствование норм с учетом правоприменительной практики, которые позволят исключить дублирование выполняемых работ при проведении государственной экспертизы энергетической эффективности и проводить ее в соответствии с действующими нормами и правилами, а именно: при согласовании технико-экономического обоснования строительства энергоисточников исключается необходимость согласования обоснования инвестиций.
Масштабы поставленных Президентом Республики Беларусь задач по повышению энергетической эффективности отечественной экономики требуют выработки и ускоренной реализации новых управленческих решений и механизмов.
В условиях постоянно растущих цен на ТЭР, дефицита средств в республиканском и областном бюджетах особую актуальность приобретает энергетический менеджмент – управление и оптимизация энергопотребления и затрат на энергоносители. Признание важности энергии как ресурса, который требует такого же менеджмента, как любой дорогостоящий продукт, является первым шагом к улучшению энергетической и экологической эффективности.
Энергетический менеджмент – это постоянно действующая система управления энергопотреблением, позволяющая значительно оптимизировать объемы энергозатрат, прогнозировать и контролировать процессы выработки, транспортировки и использования необходимого количества энергоресурсов для обеспечения хозяйственной деятельности объектов.
Повышение эффективности менеджмента в Беларуси рассматривается также в качестве важного инструмента обеспечения устойчивого экономического развития.
Однако, в настоящее время организации республики не проявляют должной заинтересованности в разработке и внедрении системного энергоменеджмента.
Система энергоменеджмента представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, направленных на формирование энергетической политики, постановки целей и разработке мероприятий по достижению этих целей. Система позволяет руководству принимать оперативные управленческие решения, направленные на потребление минимально необходимого количества топливно-энергетических ресурсов.
Так, внедрение системы энергоменеджмента предполагает управление энергопотреблением с проведением внутреннего аудита предприятия, в рамках которого выполняются следующие виды работ:
анализ использования вторичных энергетических ресурсов с указанием возможного потенциала их использования;
распределение потребления ТЭР по их видам (разработка энергетических балансов);
определение для каждого вида ТЭР наиболее значимых по энергозатратам потребителей (при их наличии);
анализ использования ТЭР наиболее энергоемкими потребителями (при их наличии);
оценка эффективности использования ТЭР;
выявление наиболее неблагоприятных объектов с точки зрения эффективности энергоиспользования, а также показателей энергоэффективности, ухудшенных по сравнению с паспортными (проектными) показателями (нормативными значениями), анализ причин их ухудшения с принятием экономически обоснованного решения о проведении необходимых доработок;
определение прямых потерь различных энергоносителей при их утечке, неэффективной загрузке оборудования, простоях, неправильной эксплуатации и других видах нарушений.
С целью исключения дублирования выполняемых работ при проведении энергетических обследований и функционировании системы энергоменеджмента в организациях целесообразно исключить указанные виды работ при проведении энергетических обследований.
Сокращение объемов выполняемых работ при проведении энергетических обследований и снижение их стоимости позволит стимулировать предприятия к внедрению системы энергоменеджмента, что в свою очередь поспособствует внедрению в экономику страны передовой методики и современных международных систем управления качеством и, как результат, созданию на предприятиях высокотехнологичных производств.
Постановлением предусмотрена норма, определяющая исключение дублирования выполняемых работ при проведении энергетических обследований организаций, в соответствии с которой будут обеспечены единый подход к оценке деятельности организаций и реализация новых управленческих решений и механизмов в сфере энергосбережения.
Проведенный анализ законодательства, регулирующего вопросы оказания осуществления административных процедур по установлению норм расхода ТЭР, организации работы с документами, а также существующая практика оказания административных услуг свидетельствуют, что для эффективного и полноценного решения задач энергосбережения, определения реального потенциала по экономии топливно-энергетических ресурсов требуется комплексный подход и обеспечение единого критерия при разработке (согласовании) планов мероприятий по энергосбережению и установлении норм расхода топливно-энергетических ресурсов.
Более тысячи организаций, осуществляющих установление и согласование норм расхода ТЭР в Департаменте по энергоэффективности Госстандарта, оценку эффективности использования ТЭР, определение возможных направлений их экономии и анализ реализации мероприятий программ по энергосбережению проводили в его региональных управлениях.
Необходимость проработки вопроса с региональными управлениями Департамента по энергоэффективности Госстандарта по определению реальных объемов экономии ТЭР при осуществлении административной процедуры по установлению норм расхода ТЭР приводило к увеличению сроков осуществления указанной административной процедуры.
Таким образом, предусмотренная постановлением норма по изменению уполномоченного органа (с учетом территориальной доступности) в зависимости от значения величины годового потребления организациями ТЭР обеспечит реализацию принципов системности и иерархичности управления в сфере энергосбережения, эффективного и рационального использования ТЭР.
Кроме того, она позволит перейти к новому, более высокому уровню взаимодействия государства и организаций, основываясь на приоритете интересов заинтересованных лиц и максимально используя имеющиеся возможности государственной инфраструктуры оказания административных услуг. Такой подход позволит минимизировать финансовые и временные затраты заинтересованных лиц, связанные с предоставлением административных услуг, и повысить эффективность информационного взаимодействия Департамента по энергоэффективности Госстандарта и его региональных управлений.