Новости

Как стимулировать повышение энергоэффективности многоквартирного жилого фонда?

20220708 new2В Беларуси модернизировано с целью повышения энергоэффективности 14 домов на условиях софинансирования населением. Тепловая модернизация этих объектов проводилась при их капитальном ремонте. Запланировано обновить таким образом еще порядка 30 домов. Участие в программе тепловой модернизации для жильцов – добровольное. Мероприятия проводятся, если на это согласны более половины собственников.

Такой механизм предусмотрен Указом Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов», цель которого – повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в многоквартирном жилищном фонде. За счет утепления квартиры, замены окон в местах общего пользования, модернизации индивидуального теплового пункта эффективность использования тепловых ресурсов может быть повышена до 40 %. Бонусы для жильцов – уменьшение оплаты за коммунальные услуги и более комфортное проживание.

20220708 new2 1

Да, результаты есть, но такие темпы крайне недостаточны. Ведь сегодня в стране 40 % жилого фонда – с наибольшими тепловыми потерями, то есть это дома, построенные до 1996 г., где самое высокое энергопотребление на отопление квадратного метра. Современные дома потребляют в два – три раза меньше энергии.

20220708 new21

Для активизации процесса нужны корректировки и дополнительные стимулы. Республиканский семинар-совещание, проведенный Департаментом по энергоэффективности Госстандарта 7 июля 2022 г., стал своеобразным «мозговым штурмом» по выработке возможных предложений и подходов. В разговоре участвовали представители органов госуправления, региональных властей и организаций, научно-исследовательских институтов, непосредственно задействованных в проведении государственной политики в данном направлении. Тон дискуссии задавал Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Сивак.

20220708 new22

– Тепловая модернизация многоквартирных домов проходит в стране недостаточными темпами, – отметил вице-премьер. – Хотелось бы этот процесс ускорить. Только в 45 объектах получено согласие большинства собственников, в то время как собраний по этому вопросу с жильцами проведено в более чем 4 тысячах домов. Мы видим, что это очень мало. Определенно, не работают экономические стимулы.

С сообщениями выступили представители научных институтов жилища и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Пилипенко и Вадим Китиков, заместители председателей Брестского и Гродненского облисполкомов Вадим Ольшевский и Владимир Дешко, заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Могилевского облисполкома Ирина Курашова, министр жилищно-коммунального хозяйства Андрей Хмель, заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности Виталий Крецкий и другие.

20220708 new23

По словам Министра жилищно-коммунального хозяйства Андрея Хмеля, на заинтересованность граждан в проведении энергоэффективных мероприятий влияет тарифная политика. «Мы ищем другие стимулы для людей, которые помогли бы эту ситуацию сдвинуть в нужное русло. К примеру, мы уже можем проводить капитальный ремонт в первую очередь в тех домах, жильцы которых согласились на проведение энергоэффективных мероприятий», – сказал министр.

20220708 new24

Госстандарт предлагает сделать пропорциональными фактические затраты населения на тепловую энергию и финансирование затрат по реализации энергоэффективных мероприятий. «Зная о том, что сегодня население компенсирует 20 % себестоимости теплоэнергии, предлагается компенсировать те же 20 % затрат, которые идут на реализацию энергоэффективных мероприятий в многоквартирном жилищном фонде», – сказал Виталий Крецкий.

Он также отметил, что по имеющимся расчетам государство экономит среднемесячно на одной двухкомнатной квартире за счет реализации энергоэффективных мероприятий около 25 белорусских рублей на субсидиях. Эту экономию необходимо фиксировать. И в дальнейшем за счет бюджета эти средства направлять на реализацию энергоэффективных мероприятий как дополнительный источник финансирования. Можно создать отдельный фонд, который постоянно бы пополнялся именно для реализации энергоэффективных мероприятий в многоквартирном жилом фонде.

Также есть предложение передать часть обязанностей, предусмотренных Указом №327 (проведение собраний, информационных кампаний, анализ энергопотребления домов, расчет мероприятий и экономии за счет реализации энергоэффективных мероприятий и возможной платы за отопление после реализации мероприятий, контроль дальнейшего энергопотребления по дому), с организаций жилищно-коммунального хозяйства на стороннюю организацию.

– Учитывая то количество домов, которые сейчас модернизируются, достаточно одной организации, чтобы справиться со всеми перечисленными задачами. Со временем, возможно, нужно будет сделать дополнительно по одной организации в регионах, крупных городах и т.д. Это все будет зависеть от объема работ, – заключил Виталий Крецкий.

Практический опыт работы по повышению энергоэффективности многоквартирных домов осветили представители региональных властей. Одним из оснований для согласия жильцов на проведение энергоэффективных мероприятий было названо повышение комфортности жилья. Особенно это показательно для малоэтажного жилого фонда районных центров.

20220708 new25

Не обошли вниманием на семинаре-совещании и вопросы энергоэффективности при строительстве новых домов. Так, шесть лет назад в стране также были реализованы пилотные проекты по строительству энергоэффективных домов в Минске, Гродно и Могилеве. При этом неоднократно подчеркивалось, что такие дома требуют более высокого уровня подготовки как специалистов, занимающихся технической эксплуатацией, так и самих жильцов. С учетом наработанного опыта целесообразно выработать некие типовые решения и проекты, которые можно применять в ходе нового строительства.

В числе сопутствующих вопросов обозначили тему индивидуального учета потребленной тепловой энергии, оценки введенного в последние годы жилья после изменения норм по расходованию тепловой и другой энергии на жилищный фонд, некоторые другие неоднозначные моменты, которые в дальнейшем будут обсуждаться и внедряться.

– Все предложения заслуживают глубокого анализа и будут прорабатываться в госорганах с целью выработки дальнейших решений, – подытожил Анатолий Сивак. – Необходимо соблюсти разумный баланс интересов.

Печать