О результатах обработки госстатотчетности по форме 4 энергосбережение (Госстандарт) в г. Минске
Государственная статистическая отчетность по форме 4 -энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению использования местных топливно-энергетических ресурсов», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.11.2015 № 176 (далее – 4-энергосбережение (Госстандарт) предназначена для оценки выполнения показателей Государственной программы «Энергосбережение», в которой отражаются данные о фактическом выполнении планов мероприятий по энергосбережению юридических лиц, ежегодно разрабатываемых в соответствии с действующим законодательством в сфере энергосбережения.
Прием и обработку 4-энергосбережение (Госстандарт) осуществляют региональные управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.
Прежде всего, надо отметить, что пунктом 8 Инструкции о порядке представления первичных статистических данных, утвержденной Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.08.2015 № 100, определен порядок представления первичных статистических данных, а именно: «респонденты, за исключением некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, со среднесписочной численностью работников за предшествующий календарный год до 15 человек включительно, их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, индивидуальных предпринимателей, представляют первичные статистические данные по формам государственной статистической отчетности в виде электронного документа, если иное не установлено в формах государственной статистической отчетности и (или) указаниях по их заполнению».
Департаментом по энергоэффективности поручено региональным управлениям по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов обеспечить с 2021 года переход на представление организациями первичных отчетов по форме 4-энергосбережение (Госстандарт) только в электронном виде посредством специализированного программного обеспечения «АРМ Респондента» независимо от численности работников (пункт 2.8. протокола от 19.03.2019 № 07-10/43).
Однако, за 9 месяцев 2022 г. по г. Минску 10 % отчетов поступило на бумажном носителе (54 отчета из 515 организаций, обязанных отчитываться по форме 4-энергосбережение (Госстандарт). Основными причинами было: технические проблемы, окончание срока действия электронной цифровой подписи, несовместимость программного обеспечения и т.д.
По результатам обработки всех поступивших отчетов за 1-3 квартал 2022 года по г. Минску специалистами производственно-технического отдела Минского городского управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов были выявлены наиболее часто встречающиеся типичные замечания:
• неверно указывается код ОКПО - регистрационный номер респондента в статистическом регистре (пропускаются цифры, либо указываются неверные), что приводит к тому, что отчет не распознается как сданный, либо попадает в другое областное управление по надзору за ТЭР;
• указывается некорректное название организации (сокращенное до аббревиатуры, либо неполное, либо с грамматическими ошибками);
• в разделе 1 и разделе 2 отчета «Выполнение мероприятий по экономии ТЭР» и «Увеличение использования местных ТЭР» отражаются мероприятия, не относящиеся к энергосберегающим, такие как: эксплуатационные и режимно-наладочные мероприятия, осуществляемые постоянно или с определенной периодичностью в соответствии с техническим или технологическим регламентом обслуживания установок, оборудования, устройств, систем и коммуникаций, использующих ТЭР; все виды профилактических и ремонтных работ без улучшения первоначальных (паспортных) показателей энергоэффективности эксплуатации; мероприятия по замене установок, оборудования, систем и коммуникаций, отслуживших свой амортизационный срок, новыми без улучшения показателей энергоэффективности их эксплуатации (нарушение пункта 8 Положения о некоторых мерах по реализации государственной программы в сфере энергосбережения, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 18.03.2016 № 216 (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.2021 № 731);
• указываются неверные коды основных направлений энергосбережения, а также единицы их измерения (нарушение Указаний по заполнению формы госстатотчетности 4 -энергосбережение (далее – Указания): объем внедрения мероприятий, измеряемый в штуках, означает количество введенных единиц оборудования, в единицах - количество внедренных мероприятий).
Например: реализовано мероприятие с кодом основных направлений энергосбережения 505 «Модернизация тепловой изоляции запорной арматуры», а в графе объем внедрения указывается количество 120. Указанный объем внедрения является неверным, так как единица измерения данного кода основных направлений энергосбережения – единица, а это означает, что необходимо указывать количество внедренных мероприятий.
• дата внедрения мероприятий указывается неверно (нарушение пункта 5 Указаний: дату внедрения мероприятий необходимо указывать первоначальную, в соответствии с имеющейся в организации документацией);
• сумма финансирования по мероприятиям указывается в объемах, превышающих расчетный срок окупаемости 10 лет (нарушение пункта 13 Указаний: необходимо указывать только те затраты, которые с учетом расчетной экономии ТЭР от внедрения мероприятия окупаются в срок не превышающий 10 лет);
• мероприятия и экономический эффект от их внедрения указываются без нарастающего итога в отчетах за последующие периоды (нарушение пункта 4 Указаний: отчет составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала года на основании данных первичных учетных и иных документов);
• мероприятия предшествующего года внедрения не указываются вовсе, либо указываются частично, либо экономия ТЭР по ним указывается с учетом экономии ТЭР, полученной в предшествующем году (нарушение пункта 12 Указаний: по мероприятиям предшествующего года внедрения отражаются данные о фактической экономии ТЭР за счет внедрения данных мероприятий, полученной в период с начала текущего года до даты, не превышающей срок в 1 год с момента внедрения);
• в разделе 3 «Целевой показатель энергосбережения» неверно указывается расчетное значение целевого показателя, либо не указывается вовсе (методика расчета указана в Приложении 7-1 к Государственной программе «Энергосбережение» на 2021 - 2025 годы (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 04.12.2021 № 687): рассчитывается ежеквартально как объем экономии ТЭР за отчетный период 2022 года в процентном отношении к объему суммарного потребления ТЭР за соответствующий период 2021 года).
Например: если экономия ТЭР у организации за 1-3 квартал 2022 года по строке 1 раздела 3 отчета 4 – энергосбережение составила 80 тонн условного топлива, а суммарное потребление ТЭР за 1-3 квартал базисного (то есть 2021 года) по госстатотчетности 12 – тэк составило 2 285 тонн условного топлива, то значение целевого показателя будет равно «минус» 3,5 %: =80/2 285*100.
Кроме этого, производственно-технический отдел Минского городского управления по надзору за рациональным использованием ТЭР напоминает, что госстатотчетность 4-энергосбережение предоставляется с использованием специализированного программного обеспечения «АРМ Респондента по форме 4-Энергосбережение (Госстандарт)», согласно Постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.11.2015 № 176 (в ред. постановлений Белстата 16.05.2016 № 30, от 16.08.2019 № 76, от 28.08.2020 № 73), до 16 числа после отчетного периода.