Газета "Рэспублiка", 11.11.2017, Вера Артеага, "В свете последних событий"
Наша страна достигла энергоемкости развитых стран со сходными климатическими условиями, таких как Канада и Финляндия
Международный День энергосбережения празднуется в нашей стране уже в 11-й раз. Однако вопросом, как сэкономить киловатт-часы и мегаджоули, у нас озаботились намного раньше. Об основных успехах этого направления корреспондент «Р» спросила у заместителя председателя Госстандарта — директора Департамента по энергоэффективности Михаила МАЛАШЕНКО.
Михаил МАЛАШЕНКО — Михаил Петрович, уровень энергоэффективности любой экономики можно оценить по показателю энергоемкости ВВП. Каков этот показатель у нас?
— В 1990 году наша страна была одной из самых энергоемких республик СССР. И сейчас благодаря политике государства мы имеем неплохие результаты по энергосбережению. Более того, есть тенденция по снижению энергоемкости ВВП. Например, по данным Международного энергетического агентства, в 2015 году фактический показатель энергоемкости ВВП у нас составлял 0,16 тонны нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов ВВП против 0,56 тонны в 1990-м. То есть цифра снизилась в 3,5 раза. В этот же период аналогичный показатель в странах-соседках, в частности, в России и Украине составил 1,4 и 1,6 раза соответственно, в Казахстане — 1,9 раза. Можно с уверенностью сказать: наша страна достигла энергоемкости развитых стран со сходными климатическими условиями, таких как Канада и Финляндия.
— Сегодня мы говорим о повышении энергетической безопасности страны, максимальном замещении импортируемого газа местными топливно-энергетическими ресурсами, в том числе возобновляемыми. Что мы сможем сэкономить на перспективу?
— Мы планируем активнее задействовать древесный потенциал страны, ведь на каждого нашего жителя приходится 0,9 га покрытых лесом земель. Только за прошлый год производство тепловой энергии составило 65 млн Гкал, в том числе из древесного топлива порядка 5,8 млн Гкал. С учетом имеющихся резервов эту цифру можно увеличить практически вдвое. Не нужно забывать и об экономической выгоде, ведь себестоимость производства тепловой энергии с использованием древесного топлива, в сравнении с природным газом, ниже на 15—20%. Поэтому в ближайшее время мы планируем ввести в эксплуатацию 125 энергоисточников на древесном топливе суммарной тепловой мощностью порядка 502 МВт. Это предусмотрено подпрограммой «Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии» Госпрограммы «Энергосбережение» на 2016—2020 годы. Так мы сможем заместить почти 150 тыс. т.у.т., что эквивалентно 129,3 млн кубометров импортируемого природного газа.