Образовательный тур в энергоэффективную Эстонию
C 7 по 11 декабря 2015 года проект «Энергоэффективность в школах» организовал рабочую поездку в Эстонию, в которой приняли участие представители Департамента по энергоэффективности, областных управлений и районных отделов образования, областных управлений по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, руководители учреждений образования – пилотных объектов проекта, представители других учреждений образования.
Эстония не случайно была выбрана местом проведения образовательного тура, т.к. после восстановления независимости и в особенности с момента вступления в Европейский союз, эта страна достигла значительных успехов в области энергосбережения, эффективности использования электроэнергии, внедрения в этой сфере инновационных технологий и широкого использования возобновляемых источников энергии.
Участники поездки знакомились с тем, как организована работа в данных сферах на уровне местных самоуправлений, которые в своей деятельности руководствуются принципами устойчивого развития, и практическая работа которых позволяет достичь значительных результатов в организации повседневной жизни местных сообществ.
Ещё одной важной целью поездки было продемонстрировать, как система образования в Эстонии работает со знаниями и навыками по «зеленому» образу жизни, и как в свою очередь, современные «зеленые» технологии внедряются в местные учреждения образования.
Первый день поездки открыло посещение свалки Пяэскюла под Таллином. Этот полигон стал пионером по сбору метана, образующегося в результате анаэробного окисления органического мусора. Первая комбистанция для получения тепловой и электрической энергии была запущена здесь в 2001 году. Аналогичная система горизонтальной укладки труб для сбора биогаза была в последствие применена ещё на четырех полигонах ТБО в Эстонии.
На встрече с представителями муниципалитета города Сауэ тема производства биогаза на основе бытовых отходов нашла продолжение в виде презентаций и документального фильма. Также участников поездки познакомили обучающими материалами по сохранению энергии и использованию возобновляемых источников энергии для начальных школ. В свою очередь, белорусские участники ознакомили эстонских коллег с аналогичными материалами, выпущенными в рамках проекта «Энергоэффективность в школах».
Во второй половине дня группа из Беларуси посетила «умный дом» в городе Раквере. Это первый опыт строительства так называемого nZEB-здания в Эстонии. nZEB – nearlyzero-energy building, что можно перевести с английского как «здание с энергетическим балансом близким к нулевому».
Количество энергии, которое требуется такому зданию, стремится к нулю или является минимальным и покрывается из возобновляемых источников, включая энергию из возобновляемых источников, производимую прямо в доме, на нем или поблизости от него.
Кроме этого, «энзеб» является источником малого количества выбросов в окружающую среду парниковых газов – менее 3 кг в эквиваленте СО2 с каждого своего отапливаемого (и охлаждаемого) квадратного метра в год. Сегодня это –большое офисное здание, где в том числе находится местный муниципалитет.
Здесь же, по ходу экскурсии, была организована встреча с вице-мэром Раквере, который рассказал, как много в муниципалитете уделяют время участию в различных проектных инициативах, благодаря которым удается находить финансирование для многочисленных городских нужд, в том числе в сфере энергоэффективности.
Само здание производит неизгладимое впечатление, в некоторых помещениях кажется, что присутствуешь внутри декораций на съемках какого-то футуристического блокбастера. Кстати, в Раквере «зеленое» отношение чувствуется во всем и ко всему. К примеру, рождественская ель на центральной площади уже который год сооружается из чего угодно, только чтобы не рубить живое дерево.
«Умный дом» - не единственное здание в Раквере, при строительстве которого использовались технологии нулевого потребления энергии. Не меньшее впечатление на белорусских участников поездки произвел детский сад "Rohuaia", энергоэффективность которого также максимальна, а уровень автоматизации находится на высочайшем уровне.
По словам местных воспитателей, родители детей в шутку жалуются, что придя домой из детского сада они не знают, как самостоятельно включить свет или воду. Особый интерес данная экскурсия вызвала у руководителей белорусских дошкольных учреждений, которые засыпали вопросами своих эстонских коллег.
Следующий день образовательного тура открывали экскурсии на станцию по производству тепла из биотоплива в городе Пайде и станцию по производству биогаза в г. Ильматсала.
Здесь, соответственно, участники рабочей поездки смогли ознакомиться с опытом эстонской стороны по уменьшению использовании невозобновляемых источников энергии и увеличению доли использования местных видов топлива, в частности, древесной щепы для производства тепловой и электрической энергии, а также возможностью получения биогаза из отходов при содержании крупного рогатого скота.
«На пути к устойчивому и энергоэффективному Тарту» -это название презентации, которую предложили вниманию участников поездки в муниципалитете этого замечательного эстонского города.
Тарту, который идет по пути устойчивого развития, руководствуется требованием, чтобы при планировании всех действий учитывалось условие не причинения вреда качеству жизни будущих поколений.
Белорусские гости узнали об энергетической и транспортной политике города, планах по развитию водоснабжения и канализации, снижению шума. Электромобили, газовые низкопольные автобусы, система совместного использования велосипедов, переключение городского освещения на светодиодное, производство биогаза и электроэнергии на городской свалке, центральное отопление на 85-90% за счет местного топлива (торфа и щепы), проект «SmartEnCity» («умный энергетический город») и т.д., вот перечень того, что уже активно применяется в Тарту или будет введено в строй в самое ближайшее время.
В Тарту участники тура посетили также водоочистное предприятие – станцию по производству биогаза на основе сточных вод.
Благодаря сотрудничеству муниципалитета, Энергетического центра (Энергетический парк Рыуге) и «энергетическому» классу местной школы, внедрение вопросов энергоэффективности в образовательный процесс находятся здесь на высоком уровне.
Участники поездки с интересом ознакомились с местной школой, прошлись по «энергетической тропе», где можно было увидеть в действии насосы подъёма воды, посетили уникальный для Европы музей гидроэнергетики.