«Энергомарафон» шагает по стране. Гомельская область: «Зберагаем разам!»
В Гомельской области подвели итоги областного этапа XVII республиканского конкурса «Энергомарафон», в котором город Гомель и все районы области приняли активное участие. По шести номинациям конкурса зарегистрировано более тысячи заявок из учреждений образования разного уровня: дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, а также дополнительного образования детей и молодежи. На областном этапе было рассмотрено 556 лучших работ. Сообщает Алексей Дух, заместитель начальника производственно-технического отдела Гомельского областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности.
Работы, представленные членам жюри, показывают, что конкурс «Энергомарафон» дает возможность участникам поделиться новыми идеями и разработками, проявить свой талант и творческие способности, способствует распространению эффективного опыта энергосберегающей деятельности в учреждениях образования.
В своих работах конкурсанты отразили активную социальную позицию по отношению к рациональному использованию энергоресурсов; продемонстрировали практические энергоэффективные мероприятия; популяризировали важность процесса энергосбережения. Во многих конкурсных работах были представлены проекты, которые подчеркивают специфику региона, с учётом современных тенденций в управлении энергопотреблением, отражают приоритетные направления энергосбережения и способы экономии топливно-энергетических ресурсов в учреждениях образования.
В этом году большая часть проектов была направлена на внедрение нового энергоэффективного оборудования и модернизацию производства в сельском хозяйстве с учетом современных наукоемких, ресурсо-, энергосберегающих технологий. Жюри отметило и постоянных участников конкурса, которые из года в год удивляют новыми креативными разработками.
Для определения победителей члены жюри провели анализ 29 проектов практических мероприятий по энергосбережению, энергоэффективности и возобновляемой энергии. Эксперты оценивали степень самостоятельности учащихся при выполнении проектов, обоснованность подхода в реализации поставленных задач, учитывали экономические показатели работ и их практическое применение и качество выполнения.
Так, в средней школе № 40 г. Гомеля разработан и внедрен модуль системы энергосбережения. Освещение школы осуществляется независимо от энергообеспечения учреждения образования, за счет этого и достигается реальный экономический эффект. Предлагаемый вариант установки позволяет экономить электроэнергию до 100% и в некоторых случаях снизить затраты на организацию самой системы освещения и её обслуживания. Модуль надежен, прост в эксплуатации и способствует снижению энергопотребления. Авторы проекта предлагают расширить зону применения данного варианта освещения и использовать её в городской среде.
По решению жюри в номинации «Проект практических мероприятий по энергосбережению, энергоэффективности и возобновляемой энергии» победителями признаны: Минченко Вадим, Тимошенко Михаил, учащиеся ГУО «Средняя школа № 40 г.Гомеля» с проектом «Теплосвет»; Санько Артём, учащийся УО «Полесский государственный аграрный колледж имени В.Ф.Мицкевича», представивший энергоэффективную термопанель; Бобарыкин Артем, Карпенко Елизавета, учащиеся ГУО «Средняя школа № 44 имени Н.А.Лебедева г. Гомеля», авторы разработки «Энергоэффективная улица как образовательный комплекс».
В номинации «Культурно-зрелищное мероприятие по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов» было рассмотрено 40 выступлений творческих коллективов из всех районов Гомельской области.
Работы победителей выделяет яркое художественное и музыкальное оформление, хорошая актерская игра учащихся и детей дошкольного возраста. Актуальность и современность выступлениям придаёт синтез гражданско-патриотической и энергосберегающей темы.
Так, в сюжете творческого коллектива ГУО «Детский сад № 14 г. Светлогорска» раскрывается оригинальная идея создания детской инновационной лаборатории по энергоэффективности на базе Светлогорской ТЭЦ. Юные ученые проводят опыты по энергосбережению и создают формулу успеха энергосберегающей Беларуси. Также жюри выделило работы с креативной формой подачи темы энергосбрежения через игровую программу и театр эстрадной куклы. Победителями признаны коллективы детского сада № 14 г. Светлогорска, гимназии г. Рогачева, Жлобинского городского центра творчества детей и молодёжи «Эврика».
Яркостью и выразительностью выделяются творческие работы в номинации «Художественная работа по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов». Современные способы и технологии популяризации идей энергосбережения отражены в 332 конкурсных работах (230 художественной направленности и 102 видеоролика).
Работы победителей в этой номинации посвящены энергосбережению в нашей стране, а значит и светлому будущему наших детей. Многие авторы в своих работах изображают детей в народных костюмах, как символ того, что мы умеем хранить традиции, дети заняты полезным трудом, они знают цену совместной работы и понимают, что энергосбережение – это инвестиции в будущее.
В рисунке «Зберагаем разам!» Титенок Анны, учащейся гимназия № 58 имени Ф.П.Гааза, представлены пазлы, как напоминание, что по одной сэкономленной частичке собирается единый большой запас энергии, как и из труда каждого – общее благо! Победители своими работами убеждают, что белорусам хватит народной мудрости и современной мощи не свернуть с выбранного пути качества, найти зеленое сокровище – новую экологически чистую и возобновляемую энергию для страны, для будущего подрастающего поколения. Интересна идея художественной работы под названием «Волшебные слова», представленной гимназией № 51 г. Гомеля. Креативно переработан эпизод из сказки А.Толстого «Золотой ключик». Вместо заклинания: Крекс-Фекс-Пекс лисы Алисы и кота Базилио, автор придумал свои волшебные слова и запечатлел их на плакате: ГЭС-ВЭС-ФЭС! (гидроэлектростанция, ветроэлектростанция, фотоэлектростанция). Конкурсант уверен, что возобновляемые источники энергии помогут сохранить и приумножить богатства нашей страны!
Емкой и содержательной листовкой «Сбережем для себя, для людей, для природы!» Чернякова Любовь, учащаяся ГУО «Ровковичская средняя школа Чечерского района», призывает сделать шаг к качественному будущему для нас и наших потомков!
Как получить ожидаемый результат с использованием меньшего количества энергии и научиться потреблять, а не распылять энергию, авторы показали в видеороликах. Призовые места заняли следующие учреждения образования: Гомельский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи, средняя школа № 14 г. Мозыря, средняя школа № 74 г. Гомеля.
Участники номинации «Система образовательного процесса и информационно-пропагандистской работы в сфере энергосбережения в учреждении образования» своими работами пропагандируют рациональное использование энергоресурсов в доступной, лаконичной форме, передают своё неравнодушное отношение к будущему нашей планеты. В работах описаны действующие системы образовательного процесса и информационно-пропагандистской работы в сфере энергосбережения, включающие разнообразные виды деятельности с учащимися, педагогами, родителями, представителями различных служб и общественных объединений. Среди победителей средняя школа № 7 г. Речицы, в которой несколько лет широко используется ресурс «Энерговоспитоша.бел» как средство повышения эффективности образовательного процесса. В данной номинации Гомельский государственный областной лицей представил «Апгрейд энергосбережения: от теории к действию» с включением виртуального музея энергосбережения, видеоуроков, презентаций и других полезных блоков для учителей и учащихся. Санаторный детский сад № 153 г. Гомеля показал систему воспитания культуры энергосбережения у детей дошкольного возраста, а детский сад № 21 г. Гомеля своей работой утверждает и пропагандирует, что «Энергосбережение – верное решение!».
Среди лучших педагогических работников жюри выделило следующих: Макеенко В.В., заведующего отделом ГУО «Гомельский областной центр технического творчества детей и молодежи» за увлекательную и познавательную разработку учебно-методического комплекса с элементами дополненной реальности для организации работы по воспитанию культуры ресурсо- и энергосбережения; Яцухно О.Н., учителя начальных классов ГУО «Движковская базовая школа Ельского района», которая представила свое видение воспитания культуры энергосбережения посредством игровой и занимательной деятельности; Мельчакову Н.Н., воспитателя ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря», как автора скрупулезной работы, убеждающего, что «Энергосбережение дело для всех – польза для каждого!»; Петрушкевич Т.И., учителя обслуживающего труда ГУО «Коленская средняя школа» Житковичского района, который своим многолетним опытом доказывает, что если «Сберегаем энергию в школе – сберегаем в стране».
Интересен подход и творческие находки в работах новой с этого года номинации «Геймификация в энергосбережении», включающей подноминации «Дидактическая игра», «Настольная игра», «Компьютерная игра». В данной номинации было рассмотрено 122 работы, в том числе: 52 дидактические игры, 46 – настольных игр, 24 – компьютерные игры. Авторы убеждены, что со школьной скамьи стоит задумываться об изменении стиля жизни каждого, о возможностях внедрять и развивать энергосберегающие технологии. Это должно стать неотъемлемой частью образования, которое с раннего детства будет способствовать формированию ответственного отношения личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям.
Представленные игровые разработки являются яркой иллюстративной площадкой, демонстрирующей опыт учреждений образования в реализации инициатив и идей подрастающего поколения по пропаганде энергоэффективного образа жизни. Через использование различных игровых технологий участники конкурса пропагандирует эффективное и рациональное использования энергоресурсов.
Аудиовизуальное воздействие на участников игр достигается за счет совокупности различных приемов и способов: темп, реквизит, освещение, компьютерная графика, музыка, комментарии, звуковые эффекты. Представленные на конкурс игры познавательны, их можно использовать как на занятиях в школе, так и для организации домашнего досуга. Тестирование новых разработок игр показало, что обучение через игру позволяет получить новые знания и умения в удобном формате; повысить мотивацию к обучению; внедрить актуальное интерактивное обучение на практике и донести до широкой аудитории необходимость бережного отношения к природным ресурсам. Надеемся, что игры победителей конкурса «Энергомарафон» пополнят копилку игрового контента. Среди настольных и дидактических игр появятся новые, с интересной подачей материала: «Золотое кольцо ЭнергоБеларуси», «Путешествие ЭнергоКота», «Деньги считаем, энергоресурсы сберегаем», «Эконом Экономыч», «Рысенок сберегает: учит и напоминает», «Энергодом», «Четыре правила на четыре столетия», «Приумножим, сбережем – ЭКОгород, ЭКОдом». Компьютерные игры увлекут в виртуальный мир энергосбережения своими героями «Робот Елисей», «Бегущий по экономии», «Сбережём энергию вместе», «Энерголендия: поиски энергосбережения».
Итоги отборочного этапа конкурса «Энергомарафон» показали значимость энергосбережения, постоянно растущий интерес учащихся к деятельности в области энергоэффективности и ресурсосбережения, высокий содержательный, практико ориентированный уровень работ педагогов и учащихся. Участники и организаторы конкурса заинтересованы, чтобы ресурсосбережение на уровне личного потребления стало общественной нормой, частью бытовой культуры.