Результаты работы Департамента по энергоэффективности в 2023 году рассмотрели на итоговой коллегии
22 февраля 2024 года в ходе расширенного заседания коллегии Департамента по энергоэффективности рассмотрели результаты работы и подвели итоги деятельности в направлении энергосбережения и повышения энергоэффективности экономики Республики Беларусь, поставили задачи на 2024 год.
Участие в заседании приняли представители Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, начальники управлений и отделов Департамента, руководители областных и Минского городского управлений по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов и организаций, подчиненных Департаменту.
Основной доклад на тему «О результатах работы в 2023 году по повышению энергоэффективности экономики страны с учетом положений Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства», а также об итогах деятельности Департамента по энергоэффективности в 2023 году и задачах на 2024 год» представил заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности Виталий Крецкий.
В частности, он отметил, что по итогам трех лет реализации Государственной программы «Энергосбережение» на 2021 – 2025 годы (Госпрограмма) показатель по снижению энергоемкости ВВП выполнен и составил, по предварительным данным, плюс 1,1 процента к уровню 2020 года при плане плюс 3,2 процента. По результатам работы в 2023 году обеспечено выполнение целевых показателей подпрограмм по доле местных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) (без учета атомной энергии) и доле возобновляемых источников энергии в валовом потреблении ТЭР (17,4 процента при задании 16 процентов и 7,6 процента при задании 7,6 процента соответственно).
Экономия ТЭР составила 735,5 тыс. т у.т. при задании на 2023 год 515 тыс. т у.т. По итогам работы за период 2021 – 2023 годов реализация комплекса энергоэффективных мероприятий позволила достичь экономии ТЭР в объеме 1 998,3 тыс. т у.т. при задании на указанный период – 1 665 тыс. т у.т.
Экономия ТЭР получена в основном в результате реализации заказчиками Госпрограммы следующих основных направлений энергосбережения:
- внедрение в производство современных энергоэффективных и повышение энергоэффективности действующих технологий, процессов, оборудования и материалов в производстве – 317,6 тыс. т у.т.;
- оптимизация схем теплоснабжения – 70,6 тыс. т у.т.;
- внедрение автоматических систем управления освещением и энергоэффективных осветительных устройств, секционного разделения освещения – 43,7 тыс. т у.т.;
- термореновация ограждающих конструкций зданий, сооружений, жилищного фонда и замена оконных блоков (входных групп) с установкой стеклопакетов – 18,5 тыс. т у.т.;
- повышение эффективности работы котельных и технологических печей – 14,9 тыс. т у.т.
Виталий Крецкий подчеркнул, что эффективность работы в Республике Беларусь по обеспечению устойчивой тенденции по снижению энергоемкости ВВП на международном уровне подтверждается интенсивностью снижения энергоемкости отечественного ВВП и составляет около 10 процентов к уровню 2014 года, что соответствует темпам снижения энергоемкости среднемирового ВВП в 1,1 раза.
Также руководитель Департамента поделился результатами работы по вводу в Республике Беларусь энергоисточников на местных ТЭР. В 2021–2025 годах в рамках реализации Госпрограммы запланировано строительство 95 энергоисточников на местных ТЭР общей тепловой мощностью 526,7 МВт, что позволит увеличить объем использования местных ТЭР на 141 тыс. т у.т. За 2021–2023 годы введен в эксплуатацию 41 энергоисточник суммарной тепловой мощностью 221,1 МВт, из которых 10 энергоисточников суммарной тепловой мощностью 34,4 МВт введены в 2023 году, что обеспечит замещение использования импортируемых видов топлива на 54,4 млн м3.
«Строительство новых современных полностью автоматизированных котельных на местных ТЭР оказывает комплексный эффект и способствует не только снижению потребления импортируемого природного газа и себестоимости производства тепловой энергии, но и позволяет создавать дополнительно новые рабочие места, как на самой котельной, так и в организациях регионов, занимающихся заготовкой, производством и транспортировкой древесного и торфяного топлива, изготовлением современного отечественного основного и вспомогательного котельного оборудования», – подчеркнул Виталий Крецкий.
Как пример проведенной работы по увеличению использования местных ТЭР можно привести ввод в эксплуатацию энергоисточников на древесном топливе в Витебской области (г. Витебск и г.п. Лиозно), в которых установлены котлы отечественного производства. Реализация данных проектов позволило не только увеличить использование местных ТЭР, но и снизить себестоимость производства тепловой энергии на 10-19%.
Говоря о контрольно-надзорной деятельности за рациональным использованием ТЭР Виталий Крецкий отметил, что за нарушение законодательства Республики Беларусь в сфере энергосбережения в 2023 году составлено 413 протоколов об административном правонарушении, что на 15 процентов меньше, чем за аналогичный период 2022 года – 485 протоколов. Существенно снизились выявленные нерациональное использование и резерв экономии ТЭР (с 54,7 тыс. т у.т. в 2022 году до 39,2 тыс. т у.т. в 2023 году). «Это свидетельствует о том, что субъекты хозяйствования уделяют больше внимания эффективному и рациональному использованию ТЭР», – резюмировал руководитель Департамента.
В числе ключевых задач на 2024 год он назвал достижение установленных Госпрограммой годовых показателей, ввод в эксплуатацию 18 энергоисточников на местных ТЭР суммарной тепловой мощностью 78,4 МВт, осуществление мероприятий по цифровизации деятельности в сфере энергосбережения, реализацию плана мероприятий по проведению Года качества.
После заседания коллегии, состоялось вручение ключей от автомобилей марки Geely представителям Витебского, Гомельского, Гродненского областных и Минского городского управлений по надзору за рациональным использованием ТЭР. Автомобили приобретены за счет средств республиканского бюджета с целью организации эффективной работы в части осуществления контрольно-надзорных мероприятий вышеназванными управлениями.