Подведены итоги прошедшей в Брюсселе устойчивой энергетической недели ЕС
Представители Департамента по энергоэффективности приняли участие в мероприятиях устойчивой энергетической недели ЕС, в том числе в семинарах: накопители энергии и интеграция между секторами и роль батарей в энергетическом повороте.
В связи с принятыми ЕС целями по достижению к 2030 году сокращения выбросов СО2 на 27 %, сокращения потребления энергии на 27 %, увеличения доли ВИЭ в валовом потреблении ТЭР до 40 %, падением цен на технологии ВИЭ, в законодательстве ЕС (в пакете по чистой энергии) закреплен термин «накопители энергии», что представляет собой технологию, позволяющую обеспечить эффективную интеграцию ВИЭ в энергосистему и ее работу, а также интеграцию газо, электро и теплоснабжения с целью повышения энергоэффективности и экономии ресурсов. Связующим звеном между этими секторами выступает инфраструктура. Потребуется создание системы интеллектуального взаимодействия между транспортным и энергетическим секторами в том числе, если будет прослеживаться возрастающая роль газа в качестве резерва в электроснабжении.
Европейской комиссией проводится отдельная работа и принят рабочий документ по оценке потенциала «накопителей энергии». На сегодняшний день установленная мощность «накопителей энергии» в Европе составляет 57 ГВт, что представляет резерв для ее роста, привлечения инвестиций и инноваций, так как данный показатель составляет всего лишь 5,5 % от общей установленной мощности генерации.
В транспортном секторе по принципу интеграции транспортного и энергетического секторов реализуется «стратегия мобильности с низкими выбросами», которая предполагает достижение наивысшей эффективности транспортного сектора, использование энергетических альтернатив на транспорте с низкими выбросами, транспортных средств с нулевыми выбросами, таких как электромобили.
В ЕС поставлена цель сократить выбросы СО2 от транспорта на 15 % к 2025 году и 30 % к 2030 году (по отношению к 2021 году) и на 80 % к 2050 году (по отношению к 2005 году).
В Европе продолжают уделять большое внимание разработке технологий производства электроэнергии, изготовления топливных элементов, источников бесперебойного питания и двигателей внутреннего сгорания на основе водородного топлива, работа над которыми проводится в Международном центре водородных энерготехнологий в Стамбуле (Турция).
Регламентом ЕС 79/2009 утвержден тип механических транспортных средств, работающих на водороде.
В Исландии используются городские автобусы на топливных элементах, которые работают на водороде из воды, разлагаемой электрическим током из возобновляемых источников энергии.
Главным инструментом продвижения политики исследований и инноваций в ЕС была и остается программа «Горизонт 2020», в рамках которой предоставляется широкий спектр возможностей для получения финансирования ЕС. Так как производство водорода становится дешевле и более эффективным, Еврокомиссия в рамках программы «Горизонт 2020» намеревается продолжить продвижение вопроса «широкомасштабного накопления чистого для окружающей среды водорода» или совместного использования водорода в газопроводах.
В промышленном секторе образован «Союз батарей ЕС». Данный Союз представляет собой платформу для сотрудничества и реализации совместных проектов трансграничного значения в сфере использования батарей. Союзом разработан «План действий по батареям», который будет опубликован летом 2018 года как часть 3-его Пакета мобильности. Данный план содержит мероприятия по всему жизненному циклу батарей: от применения сырья для их производства, задействованных трудовых ресурсов, исследований и инноваций, оказания финансовой поддержки до создания рыночных условий регулирования их использования и рециклинга.
В сентябре 2017 года Еврокомиссией запущена инициатива «Чистая энергия для островов», в рамках которой острова выполняют роль первооткрывателей внедрения инновационных технологий, обмениваются наилучшими практиками при переходе к использованию новых источников энергии, в том числе технологий накопления энергии.
Белорусские научные организации и высшие учебные заведения также, в случае заинтересованности, могут участвовать в привлечении международной технической помощи по программе ЕС «Горизонт 2020», по линии Центральной Европейской Инициативы, других международных организаций для развития использования технологий водородной энергетики, «умного» учета потребления энергоресурсов, электромобилей, разработки и внедрения в Республике Беларусь концепции интеграции газо, электро, теплоснабжения и транспортного сектора с целью повышения энергоэффективности и экономии ресурсов.