«Главная задача человечества в XXI веке – сокращение использования первичных топливно-энергетических ресурсов»
В десятый раз в Республике Беларусь отметили Международный день энергосбережения. Уже более 25 лет уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения и развития возобновляемых источников энергии является Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.
Результатам, актуальным задачам, перспективам политики энергосбережения была посвящена пресс-конференция в пресс-центре Дома прессы с участием заместителя Председателя Госстандарта – директора Департамента по энергоэффективности Михаила Малашенко и ряда руководителей отделов департамента, начальников Минского областного и городского управлений по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.
— Ископаемые энергоресурсы исчерпаемы, — отметил Михаил Малашенко. — По данным международных энергетических агентств, если углеродное топливо использовать с той же интенсивностью, при нынешних уровнях энергоемкости ВВП, его запасов хватит всего на 50 лет. Поэтому главная задача человечества в XXI веке – сокращение использования первичных ТЭР, замещение их возобновляемыми источниками энергии, переход на современные энергоэффективные технологии и полный отказ от использования углеводородов в ближайшие 20—50 лет.
По последним данным Международного энергетического агентства, фактический показатель энергоемкости ВВП Беларуси составил 0,16 тонны нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов США (ВВП по паритету покупательной способности и в ценах 2010 года) и снизился по отношению к 1990 году в 3,5 раза. По уровню энергоемкости ВВП Республика Беларусь приблизилась к Финляндии и обогнала Канаду – страны со схожими климатическими условиями.
— Отмечу, что все страны постсоветского пространства – Россия, Украина, Казахстан – находятся по этому показателю позади нас, у сопредельных с нами стран энергоемкость ВВП в полтора раза выше, — акцентировал Михаил Малашенко. — Вместе с тем энергоемкость ВВП в Республике Беларусь остается в 1,5 раза выше, чем в среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и на 20% выше среднего мирового уровня. Чтобы не допустить роста этого показателя, необходимо планомерно проводить политику энергосбережения, повышения энергоэффективности и вовлечения в топливно-энергетический баланс возобновляемых источников энергии. Если бы такая работа не проводилась, при суммарном потреблении 36,6 млн тонн условного топлива только за счет роста ВВП валовое потребление ТЭР выросло бы дополнительно за этот период на 17,1 млн т у.т. А чтобы догнать мировых лидеров, эту работу следует проводить вдвое успешнее.
Основным инструментом проведения энергосберегающей политики в республике является разработка и реализация республиканской (в настоящее время – государственной) пятилетней программы, региональных и отраслевых программ энергосбережения. На каждые пять лет, начиная с 1996 года, разрабатывалась и реализовывалась республиканская программа энергосбережения. В настоящее время это государственная программа «Энергосбережение» на 2016—2020 годы.
— Ежегодно за счет реализации таких программ мы экономим от 5 до 7,7 млн т у.т. Но над этими показателями нужно работать.
Задача на 2017—2020 годы — сэкономить порядка 5 млн т у.т., чтобы с учетом роста ВВП, ввода в эксплуатацию БелАЭС не увеличить энергоемкость ВВП. Для достижения этих целей экономия достигается по разным направлениям. Сюда входят модернизация технологий промышленного сектора, энергоисточников не только большой энергетики, строительство источников на местных видах топлива, внедрение энергоэффективных технологий. В частности, за последние 15 лет в стране введено в эксплуатацию порядка 2,5 тысячи энергоисточников на биотопливе и торфяном топливе. Из 6,5 тыс. энергоисточников, обеспечивающих горячее водоснабжение населения, 3,2 тыс. уже работает на местном биотопливе. В планах — до 2020 года ввести в строй еще 138 энергоисточников на биотопливе суммарной установленной мощностью 600 МВт. Из них за прошедшие два года уже введены 140 МВт. Планируется достичь такой планки, чтобы в целом по стране в системе ЖКХ 52% всей тепловой энергии производилось на местных видах топлива.
С 2005 по 2017 год в Республике Беларусь введены в эксплуатацию:
около 2500 котлоагрегатов на местных видах топлива общей установленной мощностью более 2300 МВт;
55 фотоэлектрических станций суммарной мощностью 153 МВт;
51 гидроэлектростанция суммарной мощностью 95,3 МВт;
86 ветроэнергетических установок мощностью 90,8 МВт;
20 биогазовых комплексов суммарной установленной мощностью 27,9 МВт.
В результате планомерной работы доля местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР увеличилась с 13,8% в 2010 году до 15,6% в 2017 году. Наша задача – довести этот показатель к 2021 году до 16%.
Михаил Малашенко прогнозирует превышение этого показателя даже с учетом ввода БелАЭС, после чего удельная норма расхода топлива на выработку электроэнергии будет составлять 220—230 г у.т. на 1 кВт·ч.
Журналист газеты «Беларусь сегодня» Максим Осипов поинтересовался, не возникнет ли со вводом БелАЭС противоречия между необходимостью увеличения электропотребления и курсом на рациональное расходование ТЭР.
— Давайте порассуждаем, — ответил Михаил Малашенко. — При переводе технологий на электричество мы будем замещать им первичное топливо: имеются в виду термические печи, обработка металлов, другие способы использования тепловой энергии в промышленности. Технологии использования электричества – это более тонкое, точное и рациональное использование ресурса. В результате будет меньше расход первичных энергоресурсов — углеводородов, улучшится качество и снизится объем брака.
По статистике Белстата, за исключением последних нескольких лет, в стране происходит рост ВВП. Значит, потребление электрической энергии будет расти из года в год. Полная интеграция АЭС в энергосистему будет достигнута на уровне потребления электроэнергии страной 42 млрд кВт·ч в год. При запланированных темпах роста ВВП небольшой дисбаланс покроется в ближайшие три-пять лет. Соответственно, глобального противоречия между вводом в эксплуатацию БелАЭС и курсом на снижение энергоемкости и повышение энергоэффективности в нашей стране нет.
Корреспондент БЕЛТА Вера Сергеева поинтересовалась уровнем возмещения населением затрат на его снабжение тепловой энергией.
Как сказал заместитель председателя Госстандарта — директор департамента по энергоэффективности Михаил Малашенко, отвечая на вопрос, по итогам 2017 года при себестоимости гигакалории около 40 долларов население возмещало 16,9 рубля за оказание услуг по теплоснабжению. Министерство антимонопольного регулирования и торговли прогнозирует этот показатель на 2018 год на уровне 19,5%. «В 2019 году население будет возмещать около 20% от себестоимости тепловой энергии. Скачкообразный рост тарифов для населения в ближайшее время не предусматривается. Есть решение Президента, правительства, согласно которому стоимость коммунальных услуг, куда входит и оплата электрической, тепловой энергии, будет расти не более чем на $5 в год», — отметил Михаил Малашенко.
Он также обозначил перспективу строительства жилья, в котором для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи будет использоваться только электричество. «Такие пилотные проекты в 2019 году будут апробированы. Необходимо, чтобы этому предшествовала работа по оптимизации тарифов на электронагрев в системе ЖКХ. Будем двигаться дальше в этом направлении, — добавил директор департамента. – Есть высокая степень готовности проектных институтов по выдаче такого рода проектов. Это сокращает затраты по подводу теплотрасс, по строительству индивидуальных и центральных теплопунктов».
Как рассказал прессе начальник производственно-технического отдела Департамента по энергоэффективности Александр Даниленко, департаментом совместно с Минжилкомхозом и другими заинтересованными органами разработан проект Указа Президента Республики Беларусь «О повышении энергоэффективности многоквартирного жилищного фонда». В ходе общественных слушаний по проекту поступило порядка пяти предложений; обсуждался он и на общественно-консультативном совете по предпринимательству при Госстандарте, в результате чего был одобрен. В настоящее время проект Указа прошел процедуру согласования и в установленном порядке 2 ноября 2018 года внесен в Совет Министров Республики Беларусь.
Начальник отдела напомнил, что Директива Президента № 3 от 14 июня 2007 г. «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» ставит задачу сдерживания роста валового потребления топливно-энергетических ресурсов, исходя из чего департамент не прогнозирует существенного роста валового потребления ТЭР в ближайшие годы.
Говоря о финансировании мероприятий по энергосбережению, Михаил Малашенко подтвердил, что бюджетное финансирование таких проектов сокращается. На 2018 год на эти цели из республиканского бюджета было запланировано использовать около 11,5 млн рублей. Если ранее государство могло себе позволить профинансировать до 100% того или иного энергоэффективного мероприятия, то сейчас действует принцип софинансирования – не более 50% расходов; остальное – за счет заемных либо собственных средств предприятия или местного бюджета.
Ярким примером выгодного для страны финансирования в сфере энергосбережения являются займы, предоставляемые Всемирным банком.
Как сообщил журналистам заместитель Председателя Госстандарта — директор департамента по энергоэффективности Михаил Малашенко, Всемирный банк выделит Беларуси дополнительный заем в $160 млн на энергоэффективные мероприятия. «Проводится работа по привлечению дополнительных средств в объеме $160 млн. Есть принципиальное согласие Всемирного банка. Заемные средства будут направлены на строительство источников на местных видах топлива, а также на реализацию пилотных проектов по внедрению энергоэффективных мероприятий в многоквартирном жилищном фонде», — сказал Михаил Малашенко.
В настоящее время в Беларуси за счет займа Всемирного банка в размере $90 млн реализуется проект по использованию древесной биомассы для централизованного теплоснабжения. Изначально была запланирована реконструкция (строительство) 13 котельных организаций жилищно-коммунального хозяйства на древесном топливе. Как отметил начальник отдела научно-технической политики и внешнеэкономических связей Департамента по энергоэффективности Андрей Миненков, эффективное проведение конкурсных торгов позволило добавить в этот перечень еще семь объектов. «Всемирный банк высоко оценил результаты и предложил очередной займ», — сказал он.
Михаил Малашенко подчеркнул, что строительство энергоисточников на биотопливе – это энергоэффективное и быстроокупаемое мероприятие, которое позволяет существенно снизить себестоимость тепловой энергии – до 40 рублей за гигакалорию. «Кроме того, внедряя энергоисточники на МВТ, мы даем работу своим поставщикам топлива, лесхозам, системе ЖКХ, торфяной промышленности. Все деньги, которые тратятся на получение первичной энергии, остаются в стране», — добавил директор департамента.
Он обратил внимание присутствовавших на то, что если природный газ обходится коммунальникам в сумму около $160 за тысячу кубометров, то первичное торфяное и древесное топливо стоит $80 плюс-минус $10 за тонну условного топлива. «Наше топливо практически вдвое дешевле импортируемого», — резюмировал руководитель.
Журнал «Энергоэффективность», Дмитрий Станюта