Адреса энергосбережения. Применение технологического процесса бестранспортных вскрышных работ на ОАО «Доломит»
Открытое акционерное общество «Доломит» - единственное в Республике Беларусь и крупнейшее в Европе предприятие по добыче и переработке доломитового сырья. Сырьевой базой предприятия является карьер «Гралёво», разведанные запасы которого составляют 686,4 млн. тонн. Продукция предприятия востребована в строительстве, нефтеперерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, стекольном производстве. Сообщает главный специалист инспекционно-энергетического отдела Витебского областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности Евгений Скоромный.
Вскрышные работы в карьере «Гралёво» ОАО «Доломит» на протяжении всего времени существования карьера велись по транспортной схеме с применением технологии бульдозерного отвалообразования двумя уступами: разработка верхнего вскрышного уступа высотой 8-20,5 м экскаваторами типа «драглайн» с перемещением вскрышной массы на нижележащий горизонт высотой 15,0-21,2 м, а затем погрузка вскрышной массы экскаваторами типа «прямая мехлопата» в автосамосвалы с последующей транспортировкой на разгрузочные площадки отвального фронта и формированием отвала бульдозером.
В течение 2020 года специалистами предприятия проделана значительная организационно-техническая работа по приведению горно-геологических условий в карьере «Гралёво» в состояние, пригодное для ведения вскрышных работ по бестранспортной схеме и подготовке фронта работ для экскаватора ЭШ 10/70 типа «драглайн». Горно-подготовительные и вскрышные работы, которые ранее выполнялись по транспортной схеме, были направлены на формирование наиболее благоприятных и безопасных условий для бестранспортной перевалки вскрышных пород.
В 2021 году производство вскрышных работ велось частично по бестранспортной схеме с непосредственной перевалкой вскрыши в выработанной пространство карьера. Технология позволяет исключить из производственного цикла дополнительный электрический карьерный экскаватор ЭКГ-4У, осуществляющий погрузку навала вскрышных пород из навала в транспортные сосуды, а также затраты на перевозку вскрыши в отвалы и бульдозерные работы, но требует формирования особых горно-геологических условий как природных, так и техногенных.
Технологические параметры подготовленного фронта позволили вести вскрышные работы по бестранспортной схеме в течение I-II кварталов 2021 года в объеме 396,8 тыс. м3. Экономия электроэнергии за данный период составила 526,4 тыс.кВт*час.
Также специалисты предприятия считают, что одним из наиболее перспективных путей снижения энергетических затрат на производство буровзрывных работ является уменьшение времени работы бурового оборудования, применяемого для подготовки блока к взрыву. Так в карьере «Гралёво» ОАО «Доломит» в настоящее время ведется работа, направленная на уменьшение глубины первого ряда скважин в блоке и тем самым позволяющая достичь экономии электроэнергии при бурении. Первые пробные взрывы показали, что данная технология вполне применима в горно-геологических условиях карьера «Гралево».
В среднем в месяц на обводненном уступе для обеспечения бесперебойной работы перерабатывающих мощностей необходимо отработать четыре блока. Таким образом, получаем 29 часов - сэкономленное время работы бурового станка в месяц. Номинальная мощность используемого оборудования составляет 500 кВт, коэффициент использования 0,5. Ожидаемая экономия составит 7,3 тыс. кВт*час/месяц.