Конституция Республики Беларусь – политико-правовой фундамент единства народа и его социальной защищенности
Сегодня Беларусь выходит на новый этап своего исторического развития. Модернизация белорусского общества, новые потребности людей, необходимость обновления политической системы – это объективные предпосылки того, почему назрела необходимость изменения Конституции Республики Беларусь.
В ближайшее время подготовленный проект Основного закона будет вынесен на всенародное обсуждение. Каждый из нас сможет стать участником конституционного созидательного процесса, а это значит – творцом общего будущего, будущего белорусского народа.
Принятая 15 марта 1994 г. Конституция Республики Беларусь фактически подвела итог процессам формирования независимого белорусского государства на новой социально-экономической основе, закрепила ориентиры общественного развития, определила его перспективы.
Конституция учреждала и закрепляла основополагающие начала организации и развития общества и государства, юридически оформила важнейшие государственные институты, закрепила разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную.
Впервые в Беларуси был введен институт президентства. Тогда, на переломном этапе развития страны, белорусское общество как никогда нуждалось в сильном президенте – национальном лидере, способном консолидировать граждан и максимально эффективно обеспечить достижение стратегических целей в социально-экономической и политической сферах. И белорусы его обрели.
10 июля 1994 г. Президентом Республики Беларусь был избран народный депутат Беларуси А.Г.Лукашенко.
Конституция 1994 г. по своей сути была антикризисной, однако не могла в полной мере обеспечить поступательное и успешное развитие молодого белорусского государства. Это и обусловило внесение в нее изменений в два последующих года. При этом важно, что все изменения в Основной Закон вносились Главой белорусского государства не единолично, а неизменно советуясь по этому поводу с народом.
В суверенной Беларуси механизм прямого совета власти с народом по важнейшим вопросам развития общества – конституционный референдум – был использован трижды: в 1995, 1996 и 2004 гг.
Конституционные референдумы в Беларуси (14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
На пути к новой Конституции 2022 г.
Вопрос о необходимости внесения изменений в Конституцию Республики Беларусь поднимался белорусским лидером на протяжении последних пяти лет неоднократно. А.Г.Лукашенко отмечал, что белорусское общество обязательно столкнется с необходимостью принятия новой Конституции в связи с велениями времени и необходимостью на них реагировать.
В соответствии с Указом Главы государства от 15 марта 2021 г. № 105 была создана Конституционная комиссия и утвержден ее состав. Началась активная работа над подготовкой обновленного Основного закона нашей страны.
В итоге в ходе экспертных обсуждений и дискуссий изменения затронули практически все разделы действующей Конституции. По возникавшим спорным моментам после детального обсуждения и глубокой оценки выработаны единые подходы.
Предлагаемые изменения в Конституцию
Конституция – это манифест белорусского народа, утверждение его права на самобытное определение. Поэтому преамбуле, в которой в концентрированной форме обозначены основополагающие идеи и вектор развития страны, уделяется серьезное внимание.
Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций. Это отражает важную общемировую тенденцию.
При работе над конституционными положениями, касающимися прав и свобод граждан, отмечено стимулирование участия граждан в решении общих вопросов.
Приоритетом социальной политики Беларуси продолжает оставаться защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Особое внимание в проекте Конституции уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми и молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах.
Вместе с тем предлагается ввести и социальную ответственность граждан перед обществом и государством. Повышение личной ответственности – первый шаг в направлении формирования модели взаимодействия государства и гражданина.
Конституция – это не набор льгот, это ряд гарантий, которые предоставлены государством нашим гражданам.
Не менее важным конституционным посылом является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа.
Сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия Всебелорусского народного собрания (далее – ВНС), который станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе.
Придание конституционного статуса ВНС является свидетельством оформления самобытной модели белорусского народовластия.
Так, рабочей группой сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия ВНС, который станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе.
Придание конституционного статуса ВНС является свидетельством оформления самобытной модели белорусского народовластия.
Конституция Республики Беларусь как основа социально-ориентированной направленности государства
Государством четко определены основные принципы оказания медицинской помощи – бесплатно, доступно, качественно.
Государственная политика в социально-трудовой сфере
Гражданам страны и дальше будет гарантировано право на труд.
Поддержка семьи
В Республике Беларусь защита и укрепление института семьи сохранится приоритетной задачей семейной политики как составной части социальной политики. Брак, семья, материнство, отцовство и детство продолжат находиться под защитой государства.
Доступное и качественное образование
Граждане Беларуси сохранят право на получение в государственных учреждениях образования бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, а на конкурсной основе – бесплатного среднего специального, высшего и послевузовского образования.
Текущие социальные гарантии, предоставляемые белорусской системой образования, предусматривают большое количество льгот для отдельных категорий граждан на всех уровнях образования.
Молодежная политика
Всемерная поддержка молодежи Главой белорусского государства определила создание разветвленной нормативной правовой базы, закрепляющей гарантии и условия для становления, развития и всесторонней реализации молодых людей. Стоит отметить, что данная правовая основа является одной из наиболее полных среди аналогичного законодательства стран СНГ.
По индексу прогресса молодежи 2021 года Беларусь занимает 52-е место из 150 государств, опережая другие страны СНГ.
Индекс развития молодежи измеряется по пяти ключевым областям: образование, здравоохранение, занятость, безопасность, гражданское и политическое участие.
Благодаря действующей Конституции, созданной при непосредственном участии и воле белорусского народа, мы создали эффективную модель социально ориентированного государства.
Теперь наша страна стоит на пороге нового этапа развития, который требует очередного изменения Основного закона Республики Беларусь.
Только прямое волеизъявление белорусов, а не диктат извне или экономические санкции может изменить политическую систему страны в том направлении, в котором сочтет нужным белорусский народ.