«Энергомарафон» шагает по стране. В Гродненской области подведены итоги отборочного этапа XV республиканского конкурса проектов по экономии и бережливости
В Гродненской области подведены итоги отборочного этапа XV республиканского конкурса проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон». Сообщает главный специалист производственно-технического отдела Гродненского областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Департамента по энергоэффективности Анна Панасик.
Конкурс «Энергомарафон» продолжает открывать таланты. В этом году наравне с постоянными участниками работы достойные пристального внимания представило множество новых участников конкурса.
Решением жюри определены победители отборочного этапа конкурса:
В номинации «Проект практических мероприятий по энергосбережению»:
I место – Ламан Вадим Александрович, учащийся ГУО «Гимназия № 10 г. Гродно», проект «Возможность получения электроэнергии от деревьев» (руководитель Мозоль Маргарита Геннадьевна, учитель физики);
II место – Михальченко Дарья Андреевна, учащаяся ГУО «Гимназия № 10 г. Гродно», проект «Предварительная обработка выбранных лигноцеллюлозных субстратов термохимическими методами» (руководитель Санько Елена Генриховна, учитель химии);
III место – Юлбарисов Антон Ирикович, Петров Владислав Вацлавович, учащиеся УО «Гродненский государственный колледж техники, технологий и дизайна», проект «Интеллектуальное приложение «FiBi Home» дистанционного управления устройств на платформе Android с голографическим интерфейсом» (руководитель Можейко Елена Анатольевна, преподаватель специальных дисциплин).
В номинации «Культурно-зрелищное мероприятие по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов»:
I место – УО «Гродненский государственный областной Дворец творчества детей и молодежи» культурно-зрелищное мероприятие «Мир технических достижений и энергосбережения» (сценарий выступления отдела культурно-досуговой деятельности);
II место – ГУО «Учебно – педагогический комплекс Сморгонский ясли – сад – начальная школа» культурно-зрелищное мероприятие «Светотеневой театр «Сказка поэтическая про страну электрическую»» (руководитель Каминская Марина Фёдоровна, воспитатель дошкольного образования);
III место – ГУО «Средняя школа № 18 г. Гродно» культурно-зрелищное мероприятие «Мюзикл «Будущее начинается сегодня»» (руководитель Морозик Майя Евгеньевна, учитель искусства (ОиМХК).
В номинации «Художественная работа по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов», включающая подноминации «Видеоролик» и «Листовка; плакат; рисунок»:
Видеоролик:
I место – Скорб Яна Дмитриевна, учащаяся УО «Гродненский государственный колледж техники, технологий и дизайна» видеоролик «Мирный атом в каждый дом» (руководитель Стреха Сергей Станиславович, преподаватель специальных дисциплин);
II место – группа обучающихся ГУО «Ясли – сад № 23 г. Лиды» видеоролик «Бережливым быть – разумно жить!» (руководитель Гоман Оксана Иосифовна, воспитатель дошкольного образования);
III место – Чирва Артём Андреевич, учащийся ГУО «Средняя школа № 9 г. Слонима» видеоролик «Свет, бюджет и наш совет» (руководитель Рапьевец Василий Георгиевич, руководитель по военно – патриотическому воспитанию).
Листовка:
I место – Хлебовец Карина Андреевна, учащаяся ГУО «Сольская средняя школа» Сморгонского района, листовка «Альтернативная энергия» (руководитель Какаулина Елизавета Владимировна, педагог – организатор);
Плакат:
I место – Бирюкова Ксения Денисовна, учащаяся УО «Поречская государственная санаторная школа-интернат Гродненского района», плакат «Мірны атам на паслугу людзям» (руководитель Сазон Даниил Вадимович, педагог – организатор);
II место – Иванова Варвара Павловна, обучающаяся ГУО «Гродненский районный центр творчества детей и молодёжи», плакат «Солнце даёт нам энергию» (руководитель Кузнецова Евгения Олеговна, педагог дополнительного образования);
III место – Солонович Мария Олеговна, обучающаяся ГУО «Мостовский районный центр творчества детей и молодёжи», плакат «Береги энергию земли!» (руководитель Якимчик Алеся Славомировна, методист).
Рисунок:
I место – Дирша Дарья Александровна, учащаяся ГУО «Средняя школа № 5 г. Гродно», рисунок «Сбережём энергию – сбережём планету» (руководитель Сенько Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования);
II место – Гуцко Олег Николаевич, учащийся ГУО «Малоберестовицкая средняя школа», рисунок «Натюрморт бережливости» (руководитель Мяделко Артур Николаевич, учитель трудового обучения);
III место – Струг София Владимировна, ГУО «Ясли – сад № 3 г. Гродно», рисунок «Светлое будущее в наших руках» (руководитель Валаханович Наталья Владимировна, заместитель заведующего по основной деятельности).
Отражением комплексного подхода к вопросам энергоэффективности является номинация «Система образовательного процесса и информационно-пропагандистской работы в сфере энергосбережения в учреждении образования.
Первое место в этом году занял один из самых активных участников предшествующих лет ГУО «Ясли – сад № 45 г. Гродно» с работой «Ш.Р.Э.К. от привычек энергосбережения к культуре энергоэффективности: деятельность учреждения дошкольного образования как центра распространения в местном сообществе энергоэффективных технологий».
Сформировать основы энергоэффективного образа жизни у детей дошкольного возраста, повысить компетентность родителей и педагогов в области экономической грамотности призвана «Школа развития экономической культуры» (далее - Ш.Р.Э.К.). Данная система работы по углубленному направлению в области энергоэффективности позволила в январе 2021 года получить статус областного ресурсного центра по теме «Формирование энергоэффективного образа жизни всех участников образовательного процесса».
В областном ресурсном центре действует практический центр. Очень востребованным является уголок, в котором проходит обучение правилам экономии электроэнергии при использовании бытовых электроприборов, с этой целью разработаны карточки-схемы.
Имеется центр раздельного сбора мусора, модель гелиоколлектора, создано пособие «альтернативных источников энергии», собраны образцы возобновляемых и не возобновляемых источников энергии, используемых в Республике Беларусь. Детей знакомят с работой РУП «Белорусская атомная электростанция», рассказывают, откуда в домах появляется электричество.
Педагогами изготовлено пособие «Наш энергоэффективный дом», где дети практически отрабатывают правила энергосбережения: передвигают мебель от батареи, не ставят холодильник около газовой плиты, выключают свет в пустой комнате, закрывают двери и окна, устанавливают душевую кабину, а не ванную, меняют барашковые краны на рычажные и сенсорные и т.
Второе место заняла ГУО «Средняя школа № 3 г. Мосты» с работой «Система работы учреждения по формированию у участников образовательного процесса компетенций в области энергосбережения».
В учреждении образования традиционными стали такие формы энергосберегающей работы с учащимися, как защита проекта по энергосбережению «Энергосбережение – шаг в будущее»; «Экодом», «Глобальные экологические проблемы». На факультативных занятиях «Азбука Берегоши» основной упор делается на обеспечение усвоения простейших способов экономии воды, электрической и тепловой энергии на бытовом уровне. Цель работы объединения по интересам «Основы энергоэффективности» - воспитание социальной ответственности, экономного использования энергии и энергоресурсов, охрана окружающей среды, создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии, воспитание навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни, вовлечение учащихся в полезную деятельность по энергосбережению и ресурсосбережению.
С помощью приобретенной в 2021 году электронной метеорологической станции учащиеся проводят исследовательские наблюдения в целях прогнозирования температуры и влажности воздуха для регулирования подачи тепла, что позволяет сэкономить потребление теплоэнергии.
Активно продвигает идеи энергосбережения школьный «Энергопатруль бережливых». Продвижению идей энергосбережения посвящены выпуски школьной газеты «Энерговзрыв».
Третье почетное место завоевал ГУО «Ясли – сад № 10 г. Новогрудка» с работой «Система образовательного процесса и информационно – пропагандистской работы в сфере энергосбережения в учреждении образования».
В ГУО «Ясли-сад № 10 г. Новогрудка» разработана программа «Город Экономии». В учреждении дошкольного образования каждая группа приобрела свое название: «Лiхтарыкi», «Берагошы», «Энергики», «Капелька», «Теплоши», «Светлоши», «Экономы», «Электроши». Каждая группа имеет свое задание, направленное на изучение вопросов энергосбережения и экологии. При планировании и проведении занятий по программе «Город Экономии» сотрудники учреждения исходили из того, что занятия для детей – это увлекательное путешествие. Опыт в сфере энергосбережения распространяется среди педагогов других учреждений через выступления на семинарах, совещаниях.
В ГУО «Ясли-сад № 10 г. Новогрудка» реализован совместный с итальянской провинцией Кьети энергетический проект. Объект – солнечный коллектор в дошкольном учреждении. Солнечный коллектор, установленный на крыше дошкольного учреждения, полностью обеспечивает теплой водой бассейн, который находится под ним. 15 коллекторов объединены в одну систему. Это одна из последних модификаций такой системы. Она состоит из стеклянных вакуумных трубок, которые могут поглощать как ультрафиолет, так и инфракрасное излучение. Это значит работать даже в пасмурную погоду. В Беларуси проект пилотный, но не последний.
Учреждениям образования, занявшим призовые места в номинациях и подноминациях областного этапа конкурса «Энергомарафон», выделены средства из республиканского бюджета для внедрения энергоэффективных мероприятий в учреждениях образования.