Виталий Крецкий рассказал об энергетической безопасности Беларуси и стратегии экономии топливно-энергетических ресурсов
Создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями – приоритет энергетической политики Беларуси. Эффективное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов – одна из важнейших задач по повышению энергетической безопасности, стоящей перед всеми секторами национальной экономики.
О реализации государственной программы «Энергосбережение» на 2021–2025 годы, планах на 2022-ой год, взаимодействии Департамента по энергоэффективности с научным сообществом республики и проектах в рамках Союзного государства во время онлайн-брифинга, организованного «Международным информационным агентством «Россия Сегодня», рассказал руководитель Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь Виталий Крецкий.
‒ Реализуемая Государственная программа «Энергосбережение» на 2021–2025 годы уже шестая по счету. До этого мы успешно реализовали 5 пятилетних программ. Сегодня основная наша цель – максимально эффективно использовать имеющиеся топливно-энергетические ресурсы, – отметил глава Департамента. – Исходя из поставленных задач до конца пятилетия мы должны выйти на показатель экономии 2,5 – 3 млн т у.т.
Стоит отметить, что в предыдущие годы экономия ТЭР составляла от 5 до 7 млн т у.т. В нынешнем пятилетии эти цифры ниже, потому что те быстроокупаемые резервы экономии энергоресурсов, которые были ранее (начиная с момента обретения независимости Республикой Беларусь в 1991 году) были исчерпаны. Сегодня есть необходимость вкладывать средства в новые технологии, оборудование, материалы, строительство энергоисточников, работающих на местных видах топлива. Основная цель – снижение себестоимости производимой тепловой энергии. Например, на энергоисточнике, работающем на МВТ себестоимость 1 Гкал на 25-30% ниже, чем себестоимость тепла энергоисточников, работающих на природном газе. Помимо самой экономии ТЭР реализация данных направлений носит синергетический эффект – повышаются производительность труда, качество выпускаемой продукции, экологичность, создаются рабочие места, развиваются организации, которые занимаются заготовкой и транспортировкой местных видов топлива, и производством основного технологического оборудования.
– Как показывают итоги предыдущего года, мы достигли 658 тыс. т у.т. экономии. На 2022 год поставлена задача экономии не менее 600 тыс. т у.т. Основной резерв экономии в данном случае достигается за счет внедрения новых систем, оборудования, материалов и технологий. Второе направление – оптимизация схем теплоснабжения. В рамках реализации мероприятий по энергосбережению осуществляется модернизация энергоисточников, заменяются теплосети в населенных пунктах, где это необходимо. Третье направление, которое дает наибольший экономический эффект, – внедрение систем автоматического управления освещением, в том числе в многоквартирных жилых домах.
Как подчеркнул Виталий Крецкий, результаты в области эффективного использования энергоресурсов нашей страны довольно высоки. Если сравнивать итоги 2020 года и 2010-го, можно сказать, что темпы снижения энергоемкости ВВП в республике значительно выше, чем в таких странах, как Швеция и Канада. Сегодня показатель по энергоемкости ВВП в Беларуси составляет 146 кг нефтяного эквивалента на 1 тыс. долларов США. Он выше, чем в таких странах, как Финляндия и Канада. На просторах ЕврАзЭС Беларусь занимает лидирующие позиции по данному показателю.
– Несмотря на то, что в стране вводится второй блок АЭС, вопрос энергоэффективности, рационального использования электроэнергии, в т.ч. других энергетических ресурсов на правительственном уровне неизменно актуален, – отметил руководитель Департамента.
Поскольку одна из основных задач программы «Энергосбережение» на 2021-2025 гг. – вовлечение в энергетический баланс собственных топливно-энергетических ресурсов, в Республике Беларусь проделана значительная работа по строительству и модернизации энергоисточников, в том числе работающих на местных видах топлива. Сегодня доля местных энергоресурсов в общем балансе потребления ТЭР в стране составляет 16%. Этот показатель должен сохраниться даже с учетом ввода второго энергоблока АЭС.
Напомним, что за 2021 год в Беларуси введено в эксплуатацию 14 энергоисточников суммарной тепловой мощностью 94,3 МВт, что позволило увеличить использование местных видов топлива на 31,5 тыс. т у.т. Основными энергоисточниками в стране являются древесина (древесные отходы), торф, отходы производства, лесозаготовки, сельскохозяйственные отходы. В общем балансе энергоресурсов древесина и древесные отходы занимают более 45%.
Говоря о сотрудничестве с научным сообществом страны, Виталий Крецкий отметил, что Департамент по энергоэффективности с 1996 года продуктивно работает с Национальной академией наук Беларуси. Непосредственно под эгидой Департамента были созданы программные комплексы, современное теплоэнергетическое оборудование, ветроустановки.
– Сегодня на повестке дня стоят 2 вопроса. Первый – это создание накопителей электроэнергии в том числе для АЗС. Суть идеи: чтобы в часы минимума нагрузок на белорусскую энергосистему, станции заряжали свои аккумуляторы, а в часы-пик отдавали эту электроэнергию электромобилям. Второе направление – использование твердых коммунальных отходов в энергетических целях. Для этого необходимо иметь соответствующие технологии, чтобы можно было безопасно для экологии и населения сжигать отходы от 1 до 3 класса опасности. Ученые из Академии наук Беларуси сейчас работают в этом направлении.
Напомним, что Департамент по энергоэффективности поддержал инициативу Национальной академии наук по реализации программы Союзного государства по производству современных солнечных модулей. Это позволит объединить научное сообщество Беларуси и России для работы над такой важной темой, как использование возобновляемых источников энергии.
Отвечая на вопрос журналиста о сотрудничестве Департамента по энергоэффективности Беларуси в рамках Союзного государства, Виталий Крецкий сказал:
‒ В рамках выполнения договоренностей о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и администрациями субъектов Российской Федерации Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации осуществляется обмен опытом в отношении подходов и направлений проведения государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности с профильными организациями Санкт-Петербурга, Амурской, Мурманской и Сахалинской областей, Краснодарского края, Ставропольского края и других.
В качестве примера возможности совместной реализации проектов в энергетической сфере глава ведомства отметил предложение Департамента по энергоэффективности, направленное в 2021 году в адрес администрации Тверской области по выполнению пилотного проекта по использованию торфяного топлива в энергетических целях. Сейчас предложения Департамента рассматриваются российской стороной.