Нет безымянных героев.Мы помним. Значит, мы живём
Сколько бы лет ни прошло после Победы, а война все еще дает о себе знать. Она в огромном списке фамилий, высеченных на траурных гранитных плитах. Она – в нашей памяти. Она – в работе поисковых отрядов, которые подняли останки тысяч солдат, вынесли из небытия имена тех, кто пропал без вести…
В преддверии празднования Дня Победы сотрудники Витебского областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов посетили Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Филипповича Шмырева, где представлено более 1,5 тысяч экспонатов, среди которых вооружение, обмундирование, документы, фотографии, личные вещи Шмырёва и материалы, рассказывающие о боевых действиях отряда «Батьки Миная», а также партизанских бригад, против немецко-фашистских захватчиков в Суражской партизанской зоне, сообщает главный специалист сектора инспекционного надзора инспекционно-энергетического отдела Витебского областного управления по надзору за рациональным использованием ТЭР – Стульбо Людмила
Батька Минай — так уважительно называли самого знаменитого белорусского партизана Героя Советского Союза Миная Филипповича Шмырёва в народе. Служению ему и родной Витебщине была посвящена вся жизнь этого человека. Он прошел три войны. В Великую Отечественную стал одним из организаторов партизанского движения на Витебщине.
В феврале 1942 года Минай Шмырёв пережил страшную личную трагедию. Ему и раньше приходилось терять близких, но цинизм и жестокость оккупантов оказались за гранью человечности. Не имея возможности поймать «бандита номер один», как называли фашисты Батьку Миная, командира народных мстителей, громивших вражеские гарнизоны и опорные пункты, совершавших диверсии, срывавших карательные операции, нелюди пошли на подлость. Взяли в заложники детей Шмырёва — 14-летнюю Лизу, 10-летнего Сережу, 7-летнюю Зину, 3-летнего Мишу, а также их тетю и бабушку по материнской линии. Фашисты обещали оставить заложников в живых, если партизанский командир сдастся в плен. Отчаяние Батьки Миная было так велико, что он сначала хотел так и поступить, затем — покончить с собой. Выбор сделал по мудрому завету дочери Лизы, содержавшемуся в ее прощальной записке: «Папа, за нас не волнуйся, никого не слушай, к немцам не иди. Если тебя убьют, то мы бессильны и за тебя не отомстим. А если нас убьют, папа, то ты за нас отомстишь». Четыре месяца узников морили голодом, били их и издевались над ними. А 14 февраля 1942 года расстреляли.
Вось і ўсё.
Перад Бацькам Мінаем
Станьце, усе бацькі,
на калені!
Кто из нас не лил слезы над этими строками христоматийной «Баллады о четырех заложниках» Аркадия Кулешова? Трудно представить, какая рана кровоточила в сердце самого отца. Но он нашел в себе силы жить и бороться. В последний путь в 1964 году знаменитого земляка провожали с большими почестями. Минай Шмырёв стал последним из погребенных на воинском кладбище на Успенской горке в Витебске. Человек-глыба, человек-легенда.
Сотрудники управления возложили цветы к памятнику Миная Шмырёва, установленному в мемориальном парке, рядом со зданием музея.
Музей Героя Советского Союза Миная Шмырёва проводит работу по установлению судьбы, места захоронения партизан и воинов Красной Армии погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 1440 воинских захоронениях покоится прах более 400 тыс. человек, к сожалению, пока только половина имен известна. С 2011 года установлено свыше 30 тыс. имен. К благородному делу подключилось большое количество людей. Во всех регионах действуют рабочие группы, помогают волонтеры и школьники. На сайте музея опубликованы списки партизан, военнослужащих, детей войны и узников немецких концлагерей, связанных с Витебщиной. Работа по поиску продолжается, в процессе работы списки будут пополняться.
Также сотрудники управления посетили и братскую могилу и памятник воинам и партизанам, погибшим в боях против немецко-фашистских захватчиков, расположенному в д.Вороны, Витебского района.
В каждой семье сотрудников управления есть родные, прошедшие войну или погибшие на ней.
Вадим Селезнев чтит в семье память своего деда Паничева Ивана Григорьевича, старшего политрука политотдела 19 армии Западного фронта, пропавшего без вести в июне 1941 года.
Инна Лемешова – бабушки Нестеренко Юлии Яковлевны, награждённой Орденом красной Звезды, прошедшей всю войну.
Жанна Сверчкова – деда Слепощена Алексея Ивановича, закончившего войну под Кениксбергом.
И этот список можно продолжать бесконечно.
Вечная им память!