Описание проекта
Цель проекта
Демонстрационные объекты
Семинары и конференции
Обучение специалистов
Партнерские связи
Международный опыт. Законы. Технологии.
Публикации в СМИ о проекте
Новости проекта
Карта сайта
Обратная связь

Международный опыт. Законы, технологии

ЭНЕРГИЯ И ЭКОЛОГИЯ*

Применение и преобразование энергии является сегодня основным фактором, влияющим на окружающую среду. В первую очередь, сжигание ископаемого энергетического сырья особенно актуально в связи с уже доказанным существованием проблемы климата. Штирия, располагая относительно высокой долей возобновляемых энергоносителей, имеет при международном сравнении благоприятные показатели по выбросам . Она располагает и большими потенциалами снижения в промысловых и промышленных сферах, а также в бытовом хозяйстве. Относительно так называемых "традиционных" вредных веществ, например, серы или углеводородов, в прошлом в этом вопросе удалось достичь больших успехов. Что касается углекислого газа, представляющего сегодня основную проблему углекислого газа, то общие выбросы установок по преобразованию энергии остаются вот уже несколько лет относительно постоянными. Однако они не снижались, а именно это требуется Киотским протоколом. Самую большую проблему будет представлять в будущем, скорее всего, транспорт, который постоянно растёт, а с ним растут и выбросы вредных веществ в атмосферу.

8.1 Баланс выбросов, связанный с применением энергии

Во всех сферах применения энергии (преобразование энергии, сетевые и распределительные потери, а также в сфере преобразования конечной и полезной энергии) происходят выбросы. Они определяются количеством использованной энергии, видом энергии, а также установками и приборами, которые используются в зависимости от цели применения и от потребителя.

В центре дискуссии по связанным с производством и использованием энергии последствиям для окружающей среды долгое время стояли такие "классические" вредные вещества, как двуокись серы (SO2) и окись азота (NOX). В результате конкретных мероприятий, например, предписаний по разрешению на топливные установки , монтаж установок по очистке дымовых газов на крупных предприятиях, а также предписаний относительно активного применения горючих материалов, содержащих меньше вредных веществ, снижение выбросов SO2 и NOX стало возможным.

Сегодня основная глобальная экологическая проблема состоит в увеличении выбросов CO2 в результате растущего потребления ископаемых энергоносителей, которые в количественном отношении рассматриваются как основные виновники так называемого парникового эффекта. Как уже говорилось самую большую проблему при этом будет представлять в будущем скорее всего транспорт, который постоянно растёт, а с ним растут и выбросы вредных веществ в атмосферу (смотри Главу 7).

Но и частично галоидированные фторпроизводные углеводородов (HFKW), полностью галоидированные фторпроизводные углеводородов (FKW) и фториды серы (SF6) являются синтетически изготовленными субстанциями с чрезвычайно высоким парниковым эффектом. В отличие от углекислого газа (CO2), метана (CH4) и закиси азота (N2О) они не встречаются в природе. Хотя с абсолютной точки зрения их объёмы выбросов намного меньше, вызываемый ими эффект парникового газа в 23.600 раз сильнее, чем парниковый эффект от CO2. Поэтому HFKW, FKW и SF6 были включены в 1997 году в протокол Киотской конференции по вопросам климата. Австрия взяла на себя обязательства до 2008/2012 года снизить общий объём выбросов всех шести газов на 13 % по сравнению с 1990 годом.

Энергия биомассы

Рис. 8.1 Выбросы СО2 в Штирии:

Киото 1997 год: ожидаемое снижение на 13 % в период с 2008 по 2012 года: к 2010 году выброс CO2 в Штирии будет в пределах 10,6 млн. тонн – это означает, что ещё остается необходимость снижения 1,9 млн. тонн для выполнения задач, поставленных в Киото.

Киотский протокол поддерживается правительством Федеральной земли Штирии. Однако существенные факторы влияния на развитие энергетического потребления и на показатели выбросов вредных веществ в атмосферу, если вообще возможно политическое рассмотрение данного вопроса, находятся в компетенции не одной Федеральной земли, а всей Федерации, а в будущем большей частью в компетенции Европейского Союза.

Именно Штирия располагает для выработки электроэнергии большими объёмами сырья в виде биомассы и гидроэнергии, кроме того, она обладает возможностями использования солнечной энергии, энергии ветра и иных возможных для региона ресурсов, таких как, например, использование тепла земли на юго-востоке Штирии. Однако все до сих пор проведённые мероприятия, которые без сомнения учитываются и признаются в Австрии и за её пределами, не смогли существенно понизить выбросы CO2 за последние годы. Хотя в сфере бытового использования в 1998 году выбросы СО2 и были снижены до уровня в 1,578 млн. тонн . Увеличение же выбросов в промышленности на 3,04 млн. тонн и, прежде всего, на транспорте на 2,60 млн. тонн даёт общее увеличение на 28 % по сравнению с 1991 годом.

Энергия биомассы

Рис.8.2: Выбросы СО2 в Штирии в 1998 году по секторам потребления:

В качестве основных позиций по снижению ископаемого энергопотребления и тем самым по дальнейшему снижению выбросов CO2 рассматриваются следующие сферы:

1) улучшение магистрального теплоснабжения

2) энергосбережение, рациональное использование энергии

3) более активное использование регенерирующих источников энергии

4) меры, касающиеся сферы транспорта

5) принятие на себя определённых обязательств со стороны субъектов хозяйствования

Так как попытка вмешательства в вопросы транспорта есть политически очень деликатная тема, ( хотя все же непонятно, почему австрийские транспортные клубы не демонстрируют необходимую дальновидность) , в Совете Министров тем не менее была принята австрийская стратегия по защите климата без существенных изменений в сфере транспорта.

Большая часть австрийского снижения CO2 должна быть достигнута за счёт лучшей теплоизоляции домов. Будущее покажет, снизит ли эта без сомнения хорошая мера количество выбросов от увеличивающегося объёма перевозок и принесёт ли она требуемое снижение показателей по выбросам.

Подсчёт объёмов выбросов

ADIP (Рабочая группа по документационным, информационным и плановым системам) устанавливает в Штирии обусловленные использованием энергии объёмы выбросов и представляет их в Бюро уполномоченного по вопросам энергетики Федеральной земли. Для установления общего энергетического расчёта и последующих показателей выбросов используются данные, которые не всегда являются полными или взятыми из соответствующих времени статистических источников. Для дополнения и актуализации базы данных, а также для составления прогнозов на будущее используются статистические модели замены. Для выяснения количества выбросов для каждой группы вредных веществ из энергетического баланса берутся объёмы применяемой энергии, которые группируются по видам энергоносителей, целям применения, секторам потребления. Для этой задачи привлекаются также объёмы энергии после преобразования и другие компоненты энергетического использования энергии в стране, также сгруппированные по отдельным регионам или общинам. Подобная модель расчета дополняется привлечением дополнительных данных по замерам на отдельных объектах, производящих выбросы, что, например, в большом объеме проводилось в области работающих на отходном тепле тепловых сетей на биомассе.

Второй существенной базой данных для выяснения энергетически обусловленных объемов выбросов вредных веществ являются средние значения объёмов выбросов по энергетическим единицам, "факторам выбросов", которые имеются в наличии в результате проведённых собственных изучений, а также прошли процедуру согласования с Федеральной службой по вопросам окружающей среды.

Энергия биомассы

Рис 8.3.: Выбросы СО2 по административным областям Штирии в 1998г. по секторам потребления

Энергия биомассы

Рис 8.4 : Выбросы СО2 в Штирии 1991-1998г.г. по секторам потребления

Энергия биомассы

Рис. 8.5.: Выбросы энергетических объектов в Штирии в 1998г. по секторам потребления без СО2

Прежний подсчёт обусловленных использованием энергии объёмов выбросов исходит из того, что выбросы, в основном, учитываются по месту их возникновения. К примеру, это означает, что выбросы от электростанции на угле причисляются в полном объёме Федеральной земле или региону, на территории которого находится электростанция, даже если вырабатываемая на данной электростанции электрическая энергия экспортируется за пределы Федеральной земли и используется где-то в другом месте. Преимущество данного метода состоит в том, что он отражает реальную нагрузку по выбросам . Недостаток же состоит в том, что, например, при постоянном электрическом обогреве связанные с этим выбросы причисляются не тому, кто в конечном счёте ответственен за то, что они вообще возникают, поскольку он является пользователем энергетической бытовой услуги , для которой требуются определённые технологии и применение определённого энергоносителя.

Данная модель расчёта устанавливалась с ориентировкой на все Федеральные земли Австрии. На ней базируются приведённые выше графики и диаграммы. Изображение энергетически вызываемых выбросов вредных веществ отражает лишь самые важные вредные вещества, объёмы которых объединены по энергоносителям, видам применения, группам потребления и целям использования и даны в тысячах тонн.

8.2 Меры, направленные на снижение количества выбросов

В ежегодно выходящем докладе по вопросам охраны окружающей среды (Environment Protection Report) Федеральной земли Штирии содержится обширная информация по всем мероприятиям, которые Федеральная земля Штирия проводит в своей сфере влияния, а также общие данные и основные темы. Многочисленные пункты замера качества воздуха дают полную картину о распределении вредных веществ в Штирии во всех секторах: обеспечение теплом помещений, транспорт, промышленность и промыслы.

Далее приведены отдельные примеры:

8.2.1 Типовое испытание

Во-первых, начиная с 1998 года создавалось правовое положение по либерализации рынка электрической энергии и газа, как это требуется специальными директивами ЕС, во вторых, были существенно изменены правовые положения по топливным установкам, которые находятся в компетенции Федеральных земель. Новые правовые положения в сфере электрической энергии описаны в Главе 11, нововведения по топливным установкам обобщены далее:

8.2.1.1. Проект "Закона о топливных установках Штирии"

Данный проект закона был подготовлен в начале 2000 года и представлен на утверждение Комиссии Европейских Сообществ ("Нотофикация") в Брюссель. После предусмотренного срока моратория данный проект закона был утверждён соответствующим ведомством Европейского Союза под нотофикационным номером 2000/495/А. Таким образом, окончательному принятию данного закона ландтагом Штирии и вступлению его в силу (по истечении предусмотренного законом срока в три месяца) в течение 2001 года ничто не должно препятствовать.

Закон Штирии о топливных установках заменит два предписания к Закону о строительстве в Штирии 1995 года. Ими являются:

а) Предписание о разрешении топливных установок Штирии (33. Предписание правительства Федеральной земли Штирии от 22.06.1992 г. о разрешении на типовые и единичные топливные установки, LGBl. 33/1992) и

б) Предписание о топливных установках (29. Предписание правительства Федеральной земли Штирии от 18.04.1983 г.).

Одновременно при помощи данного закона выполняются два договора между Федеральными землями (и между Федерацией и Федеральными землями), а также многочисленные директивы Европейского Союза, в особенности по введению единой процедуры освидетельствования и СЕ-обозначения для топливных установок на жидком или газообразном топливе. Основными документами являются:

(1) Соглашение Федеральных земель согласно Статье 15а Федерального конституционного закона (Ст. 15а ФКЗ) о мерах безопасности в отношении малых топочных камер, в изменённой редакции от 05.06.1997 г. (опубликованное в соответствующих Вестниках закона Федеральной земли, например, в Штирии в LGBl. 46/1995 и LGBl. 58/1998): В данном Соглашении установлены, прежде всего, подлежащие соблюдению предельные величины по количеству выбросов для топливных установок с тепловой мощностью горючего до 400 квт.

(2) Соглашение межу Федерацией и Федеральными землями согласно Ст. 15а ФКЗ об экономии электроэнергии, BGBl. 388 от 06. 1995 г., а также соответствующие Вестники закона Федеральной земли: Здесь содержатся, среди прочей информации, предписанные коэффициенты полезного действия для малых топливных установок.

(3) Директива Совета 92/42EWG от 21.05.1992 г. о коэффициентах полезного действия новых водогрейных отопительных котлов на жидком или газообразном топливе (Abl/Официальный бюллетень № L 167 от 22.06.1992 г., стр.17, в форме Директивы Совета 93/68/EWG от 22.07.1993 г. по изменениям некоторых директив, Abl.№ L 220 от 30.08.1993 г., стр.1).

(4) Директива Совета 90/396/EWG от 29.06.1990 г. о приведении в соответствие правовых предписаний для газопотребляющих установок (Abl.№ L 196 от 26.07.1990 г., стр.15, в форме Директивы Совета 93/68/EWG от 22.07.1993 г., Abl.№ L 220 от 30.08.1993 г., стр.1).

(5) Директива Совета 93/76/EWG от 13.09.1993 г. об ограничении выбросов углекислого газа в результате более эффективного энергопотребления (SAVE), Abl.№ L 237 от 22.09.1993 г., стр.28; Директива Совета 78/170/EWG от 13.02.1978 г. относительно мощности установок по производству тепла для обогрева помещений и подогрева воды в новых или существующих непромышленных зданиях, а также изоляции распределительной сети для тепла и горячей воды в новых непромышленных зданиях (Abl.№ L 52 от 23.02.1978 г., стр.32, в форме Директивы Совета 82/885/EWG от 10.12.1982 г., Abl.№ L 378 от 31.12.1982 г., стр.19)актуальной для установок по обогреву зданий является Директива 89/106/EWG от 21.12.1988 г. ("Директива по строительным объектам"), - в Законе о строительных объектах Штирии от 04.04.1995 г. она была включена в область национального права.

В данном новом законе для допуска к эксплуатации топливных установок больше не предусматривается предоставление заявлений, а также необходимость размещения разрешительных табличек на отопительном агрегате. Вместо этого тот, кто "запускает в движение" установку, на основании доклада об испытании соответствующих контрольных органов должен подтвердить, что топливная установка удовлетворяет требованиям в отношении соблюдения величин по объемам выбросов и коэффициента полезного действия. В "сопроводительном тексте" к топливному агрегату должен быть указан осуществивший испытание контрольный орган, кроме того, должны быть указаны установленные в ходе испытания величины по количеству выбросов и КПД.

С момента вступления в силу Закона о топливных установках Штирии предусматривается ответственность за соблюдение содержащихся в данном законе предписаний не только пользователей установки, как это было ранее, но и тех, кто "запускает " соответствующий топливный агрегат.

Под понятием "запускать в движение" подразумевается, во-первых, продажа и аренда (Leasing), а также безвозмездное предоставление топливной установки (соответствующий текст закона гласит: "Первая передача или доставка топливной установки или конструкции топливной установки для подсоединения"). А во- вторых, здесь подразумевается производство (или сборка компонентов) или ввоз топливной установки (или конструкций топливной установки, например паяльной горелки) для собственного применения. Промысловые же топливные установки подпадают под компетенцию Федерации, которая, в отношении допустимых показателей по выбросам, руководствуется "Предписанием по топливным установкам" от ноября 1997 года и опирается на соглашение между Федеральными землями: здесь предусмотрено, что топливные установки свыше 50 кВт номинальной тепловой мощности по случаю первого ввода в эксплуатацию должны подвергнуться контролю на выбросы (измерение дыма и газа); для топливных установок до 350 кВт тепловой мощности горючих материалов может предоставляться доказательство соблюдения требований данного предписания также в результате предоставления доклада об измерениях или доклада по контролю схожей по конструкции установки. В отличие от Положения Федеральных земель, которые соотносят свои предельные значения с внутренней энергией соответствующего горючего материала, предельные значения выбросов данного предписания Федерации определяются как предельные значения по отношению к объему и должны поэтому пересчитываться. Однако требования являются в принципе очень схожими (частично менее строгими, чем требования по соглашению Федеральных земель согласно ст. 15а BVG о "Профилактических мероприятиях в отношении малых топочных камер", например, для топливных установок на ископаемых твёрдых горючих материалах менее 350 кВт не предписывается контроль выброса окиси азота и не сожжённого углеводорода). Поэтому можно исходить из того, что, по положениям Федеральных земель, допустимые серийные продукты в данном диапазоне мощности соответствуют также требованиям Федерального права для промысловых установок.

В новой редакции Предписания на разрешение топливных установок было также подвергнуто основательной переработке Предписание по отопительным установкам, которое регулирует эксплуатацию уже имеющихся установок: В будущем, наряду с ранее предписанным контролем потери отработанных газов будет проводиться тщательный замер выбросов в атмосферу вредных веществ на уже находящихся в эксплуатации установках (CO, для жидких и газообразных горючих материалов, а также и NOx) для того, чтобы перевести в практическую плоскость уже полученные при измерениях в оптимальных условиях на испытательном стенде данные по снижению вредных веществ. В дополнение к этому, на момент вступления в силу данного закона существующие топливные установки должны будут выполнять данные требования в течение указанных 5-10 лет в зависимости от даты возведения установки.

Закон о топливных установках Штирии, исходя из выше сказанного, будет иметь также функцию предписания для опубликования определений о первичном контрольном испытании топливных установок мощностью свыше 400 кВт, а также содержать данные о виде и количестве контрольных испытаний в зависимости от номинальной тепловой мощности, данные о влиянии на эксплуатационные параметры, в него будут включены требуемые методы измерения, измерительные приборы и минимальные данные, которые должны быть приведены в протоколе контрольного испытания, а также виды калибровки измерительных приборов (полномочные лица и оборудование) и информация о контроле сожжённого горючего материала.

8.2.1.2 Разрешительное предписание для топливных установок

"Приговорённые к смерти живут дольше" - данная пословица точно (к сожалению) отражает ситуацию предстоящего упразднения Разрешительного предписания на топливные установки Штирии: из-за необходимого приведения в соответствие правовых инструкций в результате вступления Австрии в Европейский Союз момент упразднения данного предписания одним из описанных в предыдущей главе соглашений согласно ст. 15а BVG вновь и вновь откладывался, пока наконец в июле 2000 года проект к Закону о топливных установках Штирии не был представлен на нотофикацию в Брюссель.

Результат данного предписания: без сомнения, благодаря данному предписанию удалось учредить стандарт для новых печей и котлов и положительный резонанс в связи с этим уже давно распространился далеко за пределами Штирии. Типовое разрешение Штирии считалось и считается уже многие годы своего рода экологической печатью качества (обозначалось часто как "штирийское экологическое клеймо" или как "экологический знак"). Такой репутацией разрешение пользовалось не только в Австрии, но и среди производителей топливных установок соседних европейских государств, прежде всего в секторе отопительных установок на основе биомассы в Германии, а также в Швеции, Италии и Франции. Теми, кому удавалось получить типовое разрешение, оно использовалось даже в рекламных целях. Благодаря усилиям Штирии в 1992 году успешно завершились (после вступления Австрии в ЕЭС) переговоры с Комиссией Европейского Сообщества по введению технических инструкций для новых топливных установок (описанные в предыдущей главе соглашения 15а BVG). Для представителей Комиссии ЕС был достаточно убедительным тот факт, что не только австрийские производители, но и производители многих других государств, которые входят в ЕС, уже получили типовое разрешение на своё оборудование от правительства Федеральной земли Штирии.

С вступлением в силу Закона о топливных установках Штирии технические инструкции для топливных установок не становятся строже. Однако, наряду с упразднением связанной с заявлениями процедуры допуска соответствующими органами, здесь содержится уже давно необходимое дополнение к инструкциям для новых и уже существующих установок в виде предписания по повторной контрольной проверке выбросов вредных веществ в атмосферу: Лишь в результате этого может быть гарантировано, что подтверждённая на испытательном стенде мощность топливной установки, которая устанавливалась при оптимальных условиях, будет применяться и на практике при должном монтаже и обслуживании во время всего периода эксплуатации .

Согласно статистике с начала 1994 по конец 2000 года для более чем 2.000 серийных конструкций и для около 1.000 отдельных типов были поданы заявления на допуск к эксплуатации. Для более чем 2.700 установок смогли выдать типовое разрешение. Однако, так как эти типовые разрешения ограничены сроком в три года, то срок действия типовых разрешений около 1.200 установок за прошедшее время уже вновь истек. Создание для всех Федеральных земель общих инструкций по непромысловым отопительным установкам (смотри Главу 11, "15а-Соглашения"), дополненные соответствующими предписаниями Европейского Союза обширные инструкции по технике безопасности на большинство категорий оборудования (без сомнения соответствующие в полном объёме инструкциям разрешительного предписания на топливные установки Штирии от 1995 года) и вступившие в силу предписания по топливным установкам Федерации привели, несмотря на предполагаемое упразднение Разрешительного предписания на топливные установки, к увеличению числа заявлений.

Между тем, перечень разрешённых в настоящее время в Штирии топливных установок можно увидеть на собственном сайте Энергетического консультационного пункта Федеральной земли Штирии по адресу в Интернете: energieberatungsstelle.stmk.gv.at

8.2.2 Развитие жилищного строительства

Для всех проектов строительства многоэтажных домов квартирного типа (на три квартиры и более ) необходимо разрешение на их энергетическое обеспечение со стороны полномочных энергетических органов. Это даёт возможность влиять на обеспечение теплом жилых зданий в рамках энергетического плана Федеральной земли и в свете долгосрочных энергетических и экологических целей. Таким образом, удалось достичь существенного структурного изменения системы обеспечения теплом в течение последних лет. Если на момент первого энергетического плана 1984 года ещё около 25 % вновь возводимых домов оборудовались электрическим отоплением и лишь 10 % подключались к центральному теплоснабжению, то применение электрического отопления удалось полностью вытеснить (доля-0 %) и, наоборот, долю центрального теплоснабжения удалось увеличить на 40% – 50 % (значения колебались каждый год в зависимости от расположения жилья). Данная тенденция имеет большое значение в плане контроля над показателями выбросов. Центральное теплоснабжение от крупных комбинированных теплоэнергоустановок в Мелахе и Фойтсберге, а также некоторых небольших блочных электростанций (в основном на базе газа), и во всё в большем объёме от центральных теплосетей на основе биомассы (на конец 2000 года: свыше 100 единиц в Штирии) самым строгим образом контролируется по показателям выбросов. Особенно в жилищном строительстве типовое испытание топливных установок дало положительные результаты.

  1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Центр. Теплоснабжение 31,19 45,21 44,62 28,83 44,84 38,32 26,50 23,12 40,54
Центр. теплоснабжение/ биомасса 8,01 4,55 2,39 11,15 4,49 8,00 10,60 13,27 11,74
Тепловые насосы 0 0,92 0 0 0 0 0 0 0
Центр. Газоснабжение 29,75 33,42 32,44 32,50 33,15 33,86 42,60 41,27 34,65
Мазут сверхлегкий EL 24,45 14,27 18,35 26,65 16,81 17,27 18,10 19,85 11,84
Жидкий газ 1,62 0 1,06 0 0 0,91 0 0,28 0,46
Электро- отопление 4,70 1,05 0,31 0,42 0 0,34 0 0 0
Биомасса 0,24 0,55 0,79 0,42 0,26 1,25 1,90 2,11 0,77
Всего 99,96 99,97 99,96 99,97 99,55 99,95 99,70 100 100

Табл. 8.1: Отопление помещений в новых домах (на три квартиры и более)

8.2.3 Центральное отопление

Возникновение центральных теплосетей, также и с использованием биомассы, как правило связано с дискуссиями, в ходе которых заинтересованные в данном процессе граждане отстаивают определённые точки зрения. Большинству сторонников противостоит группа противников, аргументы которых базируются в первую очередь на предположении об ожидаемой чрезмерной нагрузке на окружающую среду. Они опасаются, что возникновение теплоэлектроцентрали в определённом месте приведёт там к ухудшению экологической ситуации.

Ряд осуществлённых проектов центрального отопления показал, что баланс "до – после " в первую очередь благодаря замене различных (устаревших и плохих включительно) отопительных систем без всякого сомнения является положительным. Современная, подчинённая строгим официальным обязательствам центральная установка, без сомнения, выделяет меньше вредных веществ, чем прежде существующие малые установки все вместе; даже имеющиеся потери от центральных теплопроводов не меняют ситуацию в худшую сторону. Во многих случаях были проведены экспертизы по выбросам и вредному воздействию, изучение малых климатических ситуаций, перемещения ветра и т.д.. Всё давало один постоянный результат: осуществлённые проекты центрального отопления были по количеству выбросов существенно более благоприятными, чем прежние установки.

Явные противники центрального отопления часто выдвигали тот аргумент, что замена устаревших единичных установок на такие же, но соответствующие каждый раз последнему слову техники, приносила бы больше экономии в отношении выбросов, чем их замена на установку центрального отопления со всеми её потерями. Такого рода аргументация не имеет ничего общего с реальным положением вещей: до сих пор в Штирии удалось установить более 200 ближнего действия и центральных тепловых сетей или микросетей (малые тепловые установки ближнего действия с мощностью приблизительно 100 – 500 кВт), и нет ни одного случая, чтобы были заменены старые установки на новые единичные аналогичного территориального охвата.

Благодаря центральной тепловой сети города Граца и его южных районов наблюдается ежегодное уменьшение выбросов СО2 более чем на 150.000 тонн, несмотря на то, что в качестве источника тепла используется уголь (на основании официальных обязательств сеть оснащена новейшим оборудованием по очистке от сернистых соединений и по очистке от азота). По ближним и центральным тепловым сетям Штирии имеются подробные записи, так как во многих случаях энергетический консультационный пункт Федеральной земли Штирии осуществил предварительный сбор сведений или провел проверку.

  Коттеджи Квартиры и магазины Собственные участки Сумма**
средств на содейст.
К-во Сумма содейств. К-во Сумма содейств. К-во Сумма содейств.
1990 1.550 2.669 3.339 1.562 1.053 113 4.344
1991 1.531 2.797 4.853 2.554 748 223 5.575
1992 982 1.764 3.297 2.020 634 165 3.948
1993 654 1.163 2.981 1.915 298 104 3.181
1994 195 543 1.975 1.354 76 28 1.925
1995 360 768 2.050 1.344 609 221 2.333
1996 339 616 2.125 1.383 260 94 2.093
1997 390 694 2.162 1.255 632 211 2.160
1998 297 538 1.715 1.132 183 65 1.735
1999 365 658 2.353 1.536 495 180 2.374
2000 419 749 2.063 1.355 713 245 2.348

Табл. 8.2, 8.3 **Средства на развитие жилищного строительства для подключения к центральному теплоснабжению округлены в тыс. евро

8.2.4 Использование солнечной энергии

Ежегодно около 1.500 – 2.000 возводимых солнечных установок заменяют в основном ранее существующие установки на нефти и, в меньшей степени, также установки на биомассе, эксплуатация которых в летнее время для подогрева воды была связана с незначительным коэффициентом действия и как следствие с большим количеством выбросов. AEEINTECсобрал данные таких замен и подготовил годовой баланс снижения выбросов в результате ввода в эксплуатацию в Штирии солнечных установок.

Энергия биомассы

Рис. 8.6: Уменьшение количества выбросов в результате ввода в эксплуатацию солнечных установок в Штирии в 2000 году / Предположения (по Г. Фанингер "Развитие рынка солнечных батарей в Австрии"): теплота сгорания нефти = 10 кВт.ч / литр; эффективный КПД отопительного котла 60 %, (средний годовой показатель), 1 тонна сверхлегкого мазута EL соответствует приблизительно 2,95 т CO2

В общей сложности на конец 1999 года в Штирии было смонтировано около 24.900 солнечных установок с коллекторной поверхностью в 295.917 м². Это заменяет использование около 17.162 тонн сверхлегкого мазута мазута EL в год. Кроме этого, снижается количество выбросов вредных веществ, как показывает Рис. 8.6.

Энергия биомассы

Рис. 8.7: Ежегодно устанавливаемые коллекторные поверхности в Штирии

Установленные на базе солнечных модулей и промышленного производства за последние 15 лет 295.917 м² солнечных коллекторов для подогрева воды и солнечного отопления помещений имеют среднюю инвестиционную стоимость в 0,12 млрд. евро. В настоящий момент в Штирии имеется более 130 предприятий, которые осуществляют монтаж солнечных установок.

8.2.5 Использование энергии ветра

В рамках осуществления федеральных планов получения к 2007 году четырех процентов потребляемой электроэнергии на базе возобновляемых источников энергии ветровая энергия является важной и целесообразной возможностью достичь в Штирии минимум двух процентов.

Для того, чтобы пользоваться этими двумя процентами (около 150 ГВт.ч) в Штирии, требуется сооружение около 70 ветросиловых установок класса MW.

Тем самым представилась бы возможность избежать выброса 130.000 тонн CO2 в год и обеспечить 38.000 частных хозяйств Штирии электрической энергией от энергии ветра.

В настоящее время в Штирии эксплуатируется одна установка на энергии ветра мощностью 750 квт. Полученной в 2000 году электроэнергией в 1,4 млн. кВт.ч было обеспечено 350 частных хозяйств. Это означает, что не было выброса 1.200 тонн CO2 в год.

Время на энергетическую амортизацию системы "установка на энергии ветра" (WEA) (доставка, возведение фундамента и прочие мероприятия) составляет приблизительно четыре месяца. Если исходить из срока эксплуатации WEA в 20 лет, то достигается так называемый фактор восстановления, равный 28. Основой для данного расчёта служит средняя ветросиловая установка с диаметром ротора в 25 м и номинальной мощностью в 200 кВт. Расход энергии на сооружение такой установки достигает около 375.000 кВт.ч (по данным: Hau E.).

8.3 Планы Федеральной земли Штирии

Преобразование энергии неизбежно связано с выбросом вредных веществ, количество которых зависит от качества преобразующей системы, вида использованной для преобразования энергии и от некоторых других факторов. Таким образом, варианты восстановления состоят в том, чтобы уменьшить само использование энергии, улучшить коэффициент полезного действия и изменить использованный энергоноситель или его состав - энергосбережение, повышение эффективности, замена энергоносителя.

Во всех трёх сферах Штирия пытается применять меры. Они проводятся частично на правовом уровне (как, например, бывшее Разрешительное предписание на топливные установки и новый Закон об отопительных установках, смотри также Гл. 8.2.1 "Типовое испытание"), в значительно большем объёме благодаря содействию (например, в рамках развития жилищного строительства, для исследовательских проектов, для пилотных установок и т.д.) и благодаря форсированию и поддержке применения возобновляемых энергоносителей. Качественно отличающихся целей по снижению выбросов нет. Существуют программы, например, Программа по охране окружающей среды Штирии (LUST), которые указывают на ряд мероприятий, целью которых в конце концов является существенное снижение выбросов в различных секторах и сферах применения энергии.

Более конкретные планы существуют тогда, когда на уровне правовых предписаний вводятся ограничения выбросов разного рода, а в программах намечаются цели по уменьшению, например, использования энергии или переходу на возобновляемые энергоносители. По установленным законом ограничениям выбросов Штирия занимает в некоторых областях в масштабах Европы ключевые позиции. В Штирии действуют самые строгие предписания по выбросам для малых и средних топливных установок (независимо от вида горючего; смотри также Гл. 8.2.1 "Типовое испытание"). И тот факт, что это не только предписывается, но и строго контролируется, представляет интерес для Федеральной земли. Кроме того, очень важным является создание кадастра выбросов от промышленных установок (BEANKA).

В последние годы дискуссия по поводу возрастающего потепления климата на нашей планете выдвинула на передний план такое вредное вещество, как углекислый газ. Снижение уровня данного вредного вещества является целью многих мер и планов в области энергетики и экологии. Они опираются также на международные соглашения, например, на Киотский протокол.

8.4 Снижение CO2 – цели и меры Федерации, Федеральной земли и муниципалитетов

Что касается чрезмерной нагрузки на окружающую среду, то сегодня тема снижения CO2 стоит на первом месте и в масштабах Федерации и в масштабах Федеральной земли. Дискуссия по данному вопросу продолжается уже несколько лет. Начало интенсивного периода в этом процессе положили, наверное, конференции в Стокгольме (1972г.), Торонто, Рио-де-Жанейро (Декларация по экологии 1992 г.) и в японском Киото. При этом, результатом конференции в Киото явился Протокол по снижению минимум на 55 % выбросов CO2. Ратификация данного документа 55 % государств явилась бы своего рода совместной стратегией действий на всей планете. Различные интересы и эгоизм отдельных индустриальных государств, прежде всего США, до сих пор мешали претворению в жизнь данного Протокола и возможности проведения последующих конференций, таких как в Гааге в 2000 году.

Однако, внутри Европейского Союза позиция прояснилась и 15 присоединившихся к Киотскому Протоколу государств, членов ЕС, добиваются дальнейшего фиксированного снижения. При этом предполагается, что Австрия до 2008/2012 года (средний срок) уменьшит выбросы CO2 на 13 % по сравнению с 1990 годом. Тем самым, цель "минус 13 %" является планом для Федерации и Федеральных земель на ближайшие десять лет.

На уровне Федерации неоднократно предпринимались попытки по созданию собственной, относительно обязательной, программы. Так, была образована комиссия по вопросам климата под председательством профессора университета доктора Штефана Шлейхера, который в течение многих месяцев старательно прилагал усилия по продвижению базирующейся на конкретной экономической ситуации программы мероприятий, которая, по мнению г-на Шлейхера, должна была получить одобрение со стороны Федерации и Федеральных земель. Данная амбициозная программа потерпела неудачу прежде всего из-за сопротивления представителей промышленности. Вторая существенная попытка, благодаря помощи Коммунального кредита Austria AG и мощной команды специалистов из области энергетики, промышленности, экологии и других сфер, должна была иметь больший успех. В качестве основы для работы этих специалистов Коммунальный кредит Austria AG подготовил отчёт (выдержки из доклада смотри далее), в котором была изложена суть и финансовая сторона имеющихся возможностей (для Австрии) по осуществлению Киотской цели.

8.5 Выдержки из доклада на Конференции в Киото

Данный доклад служит основой для процесса политического принятия решений, даже если необходимо постоянное уточнение и дополнение предпринятых в нём расчётов. Целью установленного ООН формата доклада Intergovernmental Pannel on Climate Change (IPCC) являются взаимозачеты по объемам выбросов. При этом планируется снижение выбросов шести указанных в Киотском документе парниковых газов (CO2, CH4, N2О, H-FKW, PFKW, SF6) на 13 % с эквивалентом СО2 в более чем 75 млн. тонн расчётного 1990 года до почти 66 млн. к намеченному в Киото 2008-2012 году. Доклад основывается на том, что без дополнительных мер (по оценке экспертов) объемы выбросов могут увеличиться до 82 млн. тонн эквивалента CO2, то есть превышать на 16 млн. тонн заданные показатели.

Сферы применения мер Снижен.эквивал.CO2 (кол-во выбросов в год) Стимул.фи-нансирован. Более 10 лет до 2010 (млн. евро в год) Наличие средств или перераспре-деление имеющихся средств Дополнит. потреб-ность в средствах (в год)
1.тепловая энергия помещен. (тепл. санация зданий, повышение энергетической эффективности при обеспечении помещений тепловой энергией; возобновляемые энергоносители ) 5,0 254,4-290,7 225,3-261,61 25,42
2. распределение энергии (произв-о электрической и тепловой энергии , нефтеперерабаты-вающие заводы) 2,5 50,9 29,13 21,8
3. перерабатывающая промышленность . 1,3 10,2 0 10,2
4.транспорт 3,7 18,24 7,34 10,9
5.индустрия 1,25 25,4 3,64 21,8
6.сельское хоз-во 0,5 Не квалиф. Не квалиф. 05
7. H-FKW, PFKW, SF6 1,2 Не квалиф. Не квалиф. 06
Сумма: 15,45 359,1-395,4 265,3-301,6 90,1

Табл. 8.3: Обзор сфер применения мер, снижение CO2 и необходимое стимулирующее финансирование (по состоянию на январь 2001 года)

1 Дополнительно 254,4-291,7 млн. евро в год на энерготепловую санацию жилых домов; должно финансироваться в результате перераспределения внутри WBF (санация старых/новых зданий) (по закону свыше 2,18 млрд. Евро в год; уже сейчас около 218-290,7 млн. Евро выделено на санацию "важных в энергетическом плане " объектов); для использования в производстве Федерация выделяет в настоящее время около 9,45 млн. в год (UFI, LWF).

2 Меры в сфере производственных и общественных зданий бытового обслуживания.

3 Только средства Федерации (содействие окружающей среде и сельскому хозяйству со стороны BMLFUW, BMVIT/ITF).

4 Только стимулирующее финансирование, никаких общественных инвестиций. На нужды Федеральных земель и общин имеются для ÖPNV средства от налогов на нефть в размере около 159,9 млн. Евро в год. Финансирование планов строительства железной дороги (SchlG, HL-AG) в настоящее время не гарантируется!

5 Основное использование в сфере существующих инструментов содействия (в особенности ÖPUL)

6 Существующие линии финансирования в рамках содействия окружающей среде (UFI) следует продолжать или менять.

Представленные программы мероприятий касаются следующих сфер:

- Тепло помещений/потребление малых объёмов

- Переработка отходов

- Транспорт

- Выработка электроэнергии – электричество

- Выработка электроэнергии – производство магистрального тепла

- Индустрия

- Сельское хозяйство

- "ещё три вида указанных в Киотском документе парниковых газов" H-FKW, PFKW, SF6.

Рекомендованные программы мероприятий оцениваются, как демонстрирует таблица 8.3. на стр. 182 оригинала:

Представленная программа по намеченным в Киото целям требует на все инвестиционные мероприятия 1,2 - 1,36 млрд. Евро в год при стимулирующем финансировании в 267 – 332 млн. Евро в год на протяжении свыше десяти лет. При этом 110 – 176 млн. Евро в год должны покрываться за счёт дополнительных программ по финансированию.

8.6 Побочные затраты – правда о затратах в энергетическом секторе

С народнохозяйственной точки зрения энергетические мощности, несмотря на растущие цены на нефть, являются дешёвыми. Превращение энергии и использование энергии вызывают самые разные факторы риска для окружающей среды и для здоровья, а также дают прочие последствия, что отражается в фактических ценах на энергоносители лишь частично. Специалисты из Швейцарии оценивают подобные побочные затраты в процессе обеспечения электрической энергией и теплом суммой в 1,73 - 2,6 млрд. Евро в год. Это есть затраты, связанные с ущербом для здоровья, с вредным воздействием на природные условия, изменениями климата и риском аварий. И их несут не те, кто в этом повинен, но все человечество и последующие поколения. На дешёвую энергию существует очень большой спрос, отсутствуют стимулы экономного и бережного обращения с энергией и ресурсами. Большое значение играет при этом динамика негативных последствий. Чем дольше проявляются последствия и чем дольше они остаются без должного внимания, тем выше будут конечные затраты. Экономисты говорят в этой связи о недостатке распределения: "слишком много" энергии плохо сказывается на природе и, в конечном счёте, на качестве нашей жизни. И следствием всего этого будут только более высокие народнохозяйственные затраты. Невозможно полностью избежать загрязнения окружающей среды. Но оно должно быть основательно снижено до возможного для народного хозяйства уровня.

Основная идея концепции побочных затрат состоит в такой корректировке рыночных цен, что при покупке энергии покупатели должны были бы представить себе действительные затраты. Учётом побочных затрат в рыночных ценах называется внесение их в стоимость электроэнергии.

Данный способ действия позволяет последовательно осуществлять закреплённые в нашем законодательстве по охране окружающей среды принципы: принцип ответственности виновного и принцип предусмотрительности. Данная теоретическая концепция уже несколько лет осуществляется на практике в Швейцарии. Там особо учитываются побочные затраты в политике и промышленности. При этом из оценок побочных затрат выводятся дотации на выравнивание цен, которые прибавляются к фактическим энергетическим ценам применённых энергоносителей и энергетических систем. В рамках планирования, проектирования и анализа издержек и выгод в энергетической и транспортной сфере классические производственные экономические и инвестиционные расчёты дополняются установленными дотациями на выравнивание энергетических цен для общих экономических расчётов. Пример использования дотаций на выравнивание энергетических цен демонстрирует Управление Швейцарии по федеральному строительству. Большое число потенциальных инвестиционных возможностей уже было просчитано с учётом и без учёта дотаций на выравнивание энергетических цен. Результатом является то, что оцениваемые ранее как нецелесообразные меры по экономии энергии оказываются (при учёте их дополнительных затрат) часто эффективными для народного хозяйства. Также при совершенствовании политических мер по программам охраны окружающей среды использование дотаций на выравнивание цен даёт возможность частично учитывать побочные затраты. Таким образом, экологические последствия изученных мероприятий могут интегрироваться в виде монетарных величин в предполагаемые издержки и выгоды.

Энергетическое Объединение Федеральной земли Штирии и ответственный по энергетическим вопросам Федеральной земли Вольфганг Иелик, как руководитель проекта, организовали в июне прошлого года однодневный рабочий семинар экспертов, чтобы инициировать проект разработки австрийской модели расчёта побочных затрат при производстве электрической и тепловой энергии. По аналогии со швейцарской моделью через передачу дотаций на выравнивание энергетических цен должны оцениваться экологические последствия в энергетическом секторе и включаться, по крайней мере, на уровне общин и Федеральной земли, напрямую в экономический расчёт. Даже если из-за комплексного механизма ущерба невозможно установить точные данные по побочным затратам (и здесь эксперты едины во мнении), учёт дотаций на выравнивание энергетических цен существенно меняет экономический расчёт. В результате нового экономического подсчёта инновационные технологии впредь уже больше не ущемляются, происходит реализация решений, оптимальных по затратам. Побочные затраты указывают на то, что с учётом перспектив корректировка цен на энергию, которая не должна вести исключительно к предложению о введении налога на энергию, способствует повышению эффективности мер в сфере экологии, а также поддержке климатической политики, что ведет к осуществлению долгосрочной экономической стратегии.

Дополнительная информация:

Стоимость электроэнергии

Проведенное в течение 10 лет при поддержке Европейского Союза исследование показало, что цены на производство электроэнергии из угля и нефти удваиваются и в случае с природным газом увеличиваются на 30%, если в расчетах закладываются побочные расходы . В настоящее время стоимость электроэнергии держится на уровне 0,03 евро за 1 кВт.ч, и если побочные расходы, к примеру, на производство электроэнергии из угля в пересчете на электричество должны будут опуститься, то современная цена в большинстве государств – членов ЕС поднимется до 2-8 евро за 1кВт.ч.

Противостоять этому можно либо посредством соответствующего налога, либо за счет государственного пособия в рамках защиты окружающей среды. Поскольку налогообложение вводить все тяжелее, Европейский Союз в рамках содружества относительно государственных субсидий в сфере защиты окружающей среды предусматривает использование их государствами –членами ЕС, которые могут предоставить установки для производства энергии из возобновляемых источников, во избежание расчетов с учетом побочных затрат.

Политика побочных затрат может применяться к тем компаниям, которые не выходят на расчеты с потребителями энергии. Расходы достигают от 1 до 2 процентов валового национального продукта ЕС, при этом факторы глобального потепления еще ни разу не учитывались. Как следует из исследования ЕС, значительный вред окружающей среде и здоровью наносит уличный транспорт (еще 1-2 процента валового национального продукта).

Исследование является результатом многих научно-исследовательских проектов , в которых принимали участие ученые из всех стран-членов ЕС; Комиссия внесла 10 млн евро на нужды данных проектов.

*Нумерация разделов указана согласно оригиналу:

Доклад по энергетике за 2001 год по Федеральной Земле Штирии (Австрия)

 
Правительство Республики Беларусь
UNDP
GEF
UNECE
Switch to English Правительство Республики Беларусь GEF UNDP BIOENERGY