Проектирование и производство высокотехнологичных электрозарядных станций на ОАО «Витязь»
ОАО «Витязь» является крупным, многопрофильным промышленным предприятием Республики Беларусь, которое производит телевизионную, бытовую и медицинскую технику. В качестве альтернативных видов продукции в стенах предприятия производятся также котлы электрические отопительные, различные изделия из пластика, оснастка и др. Сообщает главный специалист инспекционно-энергетического отдела Витебского областного управления по надзору за рациональным использованием ТЭР Департамента по энергоэффективности Евгений Скоромный.
Оперативно реагируя на мировые тенденции развития электротранспорта, предприятие с 2017 года включилось в работу по проектированию и производству электрозарядных станций для электротранспорта. Сегодня в активе предприятия насчитывается более 20 моделей различной модификации, которые постоянно совершенствуются. Имеются как модели для бытового использования мощностью от 7,2 кВт, так и модели быстрых зарядных станций мощностью от 50 кВт. На сегодняшний день у физических и юридических лиц в Республике Беларусь установлены 142 электрозарядные станции ОАО «Витязь».
Наибольшим спросом у потребителей пользуются Mode 3 гаражного исполнения ввиду их низкой стоимости и простотой установки.
Наиболее высокотехнологичными являются станции типа Mode 4 мощностью от 50 кВт. Предприятие в рамках данной темы сотрудничает с национальным оператором РУП «ПО «Белоруснефть», которому поставляются станции. Так, например, стремительно развивающиеся события первой половины 2022 года внесли коррективы в развитие местного рынка электротранспорта и население стало отдавать предпочтение бюджетным китайским автомобилям, которые имеют свою специфическую особенность – зарядный стандарт GB/T постоянного тока. Порты китайского стандарта несовместимы с портами европейского стандарта и имеют отличия в конструктивной и электронной части. Разработка электрозарядных станций с китайским стандартом GB/T постоянного тока велась по запросу национального оператора сети электрозарядных станций Malanka.
Также предприятие в сотрудничестве с РУП «ПО «Белоруснефть» разрабатывает универсальный комплекс мощностью до 350 кВт с жидкостным охлаждением разъёма, позволяющего одновременно и оперативно заряжать несколько электромобилей и электробус. Опытный образец сверхбыстрой зарядки планируется создать до конца 2022 года. Проект технологически сложный и финансово емкий, а залогом успеха может служить партнерство с национальным оператором по развитию зарядной инфраструктуры.
Параллельно с поставкой высокотехнологичных электрозарядных станций, 169 единиц которых установлено в сети Malanka, витебский производитель реализует пилотный проект по созданию собственной сети электрозарядных станций ISKRA. В рамках пилотного проекта на ОАО «Витязь» рядом с транспортной проходной оборудована и оформлена специализированная площадка. На ней установлены быстрая зарядная станция на 50 кВт и две медленных зарядки (по 22 кВт), позволяющие зарядить сразу несколько электромобилей в различных режимах. На данном этапе площадка работает с коммерциализацией услуги посредствам карт доступа RFID.
В ближайшее время будет запущено мобильное приложение с помощью, которого можно будет воспользоваться сервисом и оплатить его. Также на парковке со стороны проспекта Строителей в г. Витебске до конца года планируется ввести еще 7 шт. электрозарядных станций с заделом на будущее. В г. Минске действуют 7 электрозарядных станций сети ISKRA. Основная концепция зарядной сети ISKRA состоит в развитии так называемых медленных зарядных станций Mode 3, способных зарядить электромобиль приблизительно за 8 часов в зависимости от емкости батареи электромобиля. Зарядные станции планируется размещать в жилых микрорайонах, деловых центрах, т.е. там, где пользователь оставляет автомобиль на длительное время.